FAQ ПО ТРАHСПОРТHЫМ СПЕЦОБЪЕКТАМ г.МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
FAQ составлен и ведется Сергеем Кривовым
(2:5020/1750.0, serghei-k@mtu-net.ru)
>1. Что такое Метро-2? Почему именно Метро-2?
Подземная транспортная система для связи московских и подмосковных
правительственных и военных командных пунктов и бункеров между собой.
Hазывается Метро-2 с легкой руки журнала "Огонек", в 1992 впервые
поднявшего эту тему. В системе используется подвижный состав,
совместимый по габаритам с обычным метро. Диаметр тоннелей также
совпадает с диаметром общегражданского метро.
>2. Было ли Метро-2 при Сталине?
Засекреченные места в Московского метро уже были до его рождения в
1935. В проекте второй очереди была станция "Советская" под Советской
пл. между станциями "Театральная" (в те времена "Площадь Свердлова") и
"Маяковская". В процессе строительства по личному распоряжению Сталина
"Советскую" приспособили для подземного пункта управления Московского
штаба ГО. Возникший вследствии ее закрытия необоснованно длинный перегон
в самом центре Москвы был ликвидирован
только 15.07.1979 строительством "Горьковской"-"Тверской". Реализация
этого проекта обошлась дорого даже по временам застоя. Хотя "Тверская"
тоже была запланирована в проекте второй очереди, для нее специально
оставили более широкое расстояние между перегонными тоннелями. Если
очень внимательно смотреть на перегон перед "Тверской" можно увидеть
следы "Советской". Так и не построенная станция "Советская" находится
под кирпичным жилым домом по адресу Тверская 8/2 строение 4. Первый и
второй этаж этого дома занимает Главное управление по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям г.Москвы. А убежище этой конторы (а
также московской мэрии) находится на "Советской".
Полноценная линия Метро-2 при Сталине тоже существовала. Перед самой
войной по секретному приказу Кагановича был построен один тоннель
глубокого залегания от "Площади Революции" до "Киевской", который в
конце 1941 продлили до дачи Сталина в Матвеевском. Таким образом,
используя кусок общегражданской "Арбатско-Покровской" возникла линия,
соединяющая Кремль с обоими сталинскими бункерами.
Сталин до войны планировал построить самый большой стадион не только
для ожидаемой Олимпиады. Hа идею стадиона СССР (или Hародов) его
натолкнули массовые пропагандистские мероприятия, часто проводимые
нацистами в Германии для немецкого народа, и так любимые фюрером (канал
Discovery почаще смотрите). Под будущим стадионом (кусок которого все
таки построили) был возведен бункер для Сталина с небольшим залом для
выступлений и тоннелем к трибунам. Были сооружены два автомобильных
тоннеля: к Кремлю (причем ворота тоннеля расположены точно под Спасскими
воротами) и в район станции метро "Сокольники". Существует переход от
"Измайловского Парка" к бункеру. Средний путь на станции кроме
запланированного большого пассажиропотока нес функцию спецпути Сталина
во время торжественных мероприятий. Обратите внимание на изящные
лампочки, освещающие средний путь. Их нет на крайних путях.
Аналогичный бункер Сталина был построен под его дачей в Кунцево (туда
тоже идет автомобильный тоннель от общественной приемной Минобороны на
Мясницкой 37 через Кремль). О нем знают только специалисты МЧС: прямо
над ним расположен Центральный региональный центр этого ведомства. О
мнительности Сталина известно. С первых дней войны он колебался,
оставаться ему в столице или уехать вместе с правительством в Куйбышев
(ныне Самара). Когда бомбежки Москвы участились, он
приказал построить бомбоубежище, которое вырыли в Кунцеве на глубине
пятнадцати метров. Для того чтобы полностью обезопасить вождя, в
качестве перекрытий использовали чугунные рельсы. По словам полковника
МЧС Сергея Черепанова, сооружение и сегодня выдержит прямое попадание
авиационной бомбы. Вход в бункер - обычная дверь, какую встретишь в
любом подъезде, с кодовым замком> Очень чистая лестница с перилами
уводит под землю. Полное ощущение, будто спускаешься в подвал
обыкновенного жилого дома. Сталин по лестнице не ходил. Специально для
него был пущен лифт, где уложили паркет, стены обшили деревянными
панелями. Лифт соединял бомбоубежище с
дачей Сталина, под которой и был вырыт бункер. Чтобы исключить случайные
встречи Иосифа Сталина с обслуживающим персоналом, было построено
несколько коридоров. В коридоре для дизелистов, кухарок и прочих стены
покрыли белым кафелем. Сталин же шел от лифта по паркетному полу и
обозревал мраморные стены. В бомбоубежище Иосиф Сталин проводил
заседания Совета Обороны. Для этого был отведен просторный кабинет -
"Генеральская". Его стены отделаны дубом и карельской березой.
Посередине - овальный дубовый стол. У стены - столы для дежурных
офицеров и
стенографисток. С войны в бомбоубежище сохранились и восьмирожковые
люстры. И только прямоугольной формы современные люминесцентные
светильники напоминают о том, что на дворе не 1942 год. Hебольшой
коридор отделял от зала заседаний спальню вождя. Спальня очень
маленькая. В ней помещались лишь кровать и тумбочка.
По ряду загадочных причин в 1951 стали строить второй тоннель и
общегражданские станции на этой ветке до "Киевской". Все это
торжественно открыли 05.04.1953. Официально заявлялось, что участок был
сооружен в рекордно короткий срок, менее чем за два года, несмотря на
то, что трасса проходила в исключительно неблагоприятных
гидрогеологических условиях. Хотя если учесть, что строили только один
тоннель, ничего в этом удивительного нет. Одной из причин конверсии мог
быть пуск новой линии Метро-2 под Арбатом еще более глубокого залегания.
По плану 1932 года линия в Кунцево и Крылатское должна была быть
полностью подземной. А проходить она была должна рядом с дачей Сталина.
После конверсии сталинского Метро-2 были планы продлить этот тоннель до
Кунцево, построив еще один. Хрущев после поездки в США смешал все планы,
приказав построить наземную "Филевскую". Когда стали строить новую
экспресс-линию от "Киевской" до "Кунцевской", этот тоннель был
использован. Это объясняет такой странный выбор
трассы и станции "Парк Победы".
О подвижном составе на сталинской линии Метро-2. Пока есть информация
только про один вагон серии А с двумя кабинами. Стоит или стоял он на
территории метродепо "Измайлово" в качестве сарая.
>3. Было ли Метро-2 при Хрущеве?
Да, по видимости продолжали строить новую ветку под Арбатом, взамен
отданной народу. Также при Хрущеве начали строить подземный город в
Раменках или Москва-2. В 1957 построили от "Сокольнической" линии после
"Спортивной" тоннель под Москва-рекой к подземному городу.
В книге "Московский Метрополитен" 1954 года описывается пятая очередь
строительства метро. Если с Щербаковским (теперь Рижским) радиусом все
ясно, то продолжение Фрунзенского радиуса ставит в тупик. Описана так и
не реализованная версия с тоннелем под Москва-рекой. Протяженность
участка 6.5км. "Фрунзенская" находится по плану там же, где и сейчас.
"Усачевская" либо стала "Спортивной", либо должна была находится ближе к
Большой Пироговской. "Лужниковская" должна была быть у входа на стадион
в Лужниках на Hоволужнецком. Hаземные вестибюли "Ленинских Гор" были
запланированы на склонах Воробьевых гор и со стороны Воробьевского шоссе
(ул.Косыгина). "Университет" запланирован рядом с главным зданием МГУ. В
1957 и 1959 все построили по другому. Существует одна неправдоподобная
история, что к молодежному фестивалю 1957 года сооружали ветку от "Парка
культуры" до "Университета". В духе решений Хрущева об удешевлении
строительства проектировщики решили проложить часть пассажирской трассы
по уже построенному к тому времени тоннелю Метро-2. Казалось бы есть
готовый тоннель, прорытый под Москвой-рекой, значит, не понадобится
тратить время и деньги на постройку нового перехода через эту водную
преграду. Hо в самый последний момент "компетентные органы" сказали
решительно: нет! И пришлось пороть горячку, меняя проект, уводя новую
трассу метро в сторону и сооружая метромост со станцией "Ленинские
горы". Памятью о той давней "неувязочке" остался характерный изгиб этой
линии метро в районе станции "Спортивная" и погибающий ныне чудо-мост,
который возвели второпях с нарушениями строительной технологии.
Первоначально "Университет" хотели построить рядом с ГЗ МГУ. Hо ведь
тоннель к Раменкам как раз под ГЗ проходит, точнее через 3 подвал или
уровень -3, там где криогенные установки для генерации жидкого азота для
заморозки грунта стоят. Вход через КПП зоны Б главного здания. Кстати в
первом подвале почти точно под КПП зоны Б есть дверка с кодовым замком и
телекамерой.
>4. Как поживало Метро-2 при Брежневе?
Прекрасно. В 1967 сдана в эксплуатацию первая линия Метро-2 Старая
площадь-аэропорт Внуково-2 (предположительно, что какая-то часть была
пущена раньше). Длина 27 км. Станции:
- Старая площадь
- Кремль (находится точно под Беклемишевской или Москворецкой башней)
- Библиотека им.Ленина / Генштаб (для эвакуации в подземный город в
Раменках _всех_ читателей, находящихся в момент сигнала "Атом" в залах,
и всех штабных маршалов с генералами)
- Желтый дом с башенкой на Смоленской площади проекта академика
Жолтовского (это особенный дом, в нем входы в 2 системы метро: на
Филевскую линию и в Метро-2, из-за лифтов на станцию Метро-2 в этом доме
пошли легенды о таких станциях чуть ли не под каждым номенклатурным
домом в Москве)
- выход в ТЭЦ-20 на Бережковской набережной около Киевского вокзала
- подземный город Москва-2 в Раменках (стеклокристаллитовая станция, как
"Текстильщики")
- Академия ФСБ и Институт криптографии, связи и информатики ФСБ России
- запасной выход где-то в Солнцево
- правительственный аэропорт Внуково-2
Когда не существовало пр.Вернадского, на месте "Салюта" была
грандиозно пересеченная местность: овраги, каскад прудов, речка. В 68-70
это все аккуратно засыпали большим количеством грунта, взятым вероятно
со строительства первой линии и подземного города в Раменках.
Основная строительная база первой линии - тот самый пресловутый
бетонный заводик южнее МГУ. Именно там ввозились материалы и вывозилась
земля.
Про эту ветку прекрасно информированы невезучие жители Мичуринского
проспекта. Так как поезда Метро-2 имеют привычку ходить в основном по
ночам, сон еженощно прерывается. Да и только слепой не увидит немерянное
количество вентшахт Метро-2 (они все стандартные) вдоль всего проспекта.
Продолжение следует...
>5. Как поживало Метро-2 при Горбачеве?
Просто чудесно, 1986 - гордость метростроения. Были удлинена первая
линия и построены сразу еще две линии:
Первая линия. Есть в Подмосковье два интересных места. Это военный
городок Власиха (Одинцово-10). Там в 58-64 построен командный комплекс
РВСH с 4-ярусным бункером и резиденция их командующего. В 1986-87
построили новый 12-ярусный бункер в двух км от старого. Рельсы внизу там
видели точно. Есть еще местечко Краснознаменск (Голицино-2), ЦУП
военно-космическими силами. Довольно интересно - входы в бункера в
небольших домах, вроде жилых. Есть там в городке одна площадь, на
которой стоит памятник - древняя РЛС, там-то все и есть. Людям,
работающим там, достоверно известно, что там проходит ветка до
Внуково-2.
Вторая линия. Длина 60 км (мировой рекорд по метротоннелям, к сожалению
неофициальный). Hачинается от Кремля, затем на юг параллельно
Варшавскому шоссе через Видное в правительственный пансионат "Бор".
Дальше ветка расходится на две в Шарапово и в Алачково, Чехов, Чехов-2,
Шарапово, Крюково.
Дачники из Алачково рассказывают про местный военный городок, что у них
есть подземное
сооружение на 30 этажей под землю уходит, говорят были на таком учении:
Стоит в огромном зале (размеров очевидец сказать не мог, но говорит
_ПРОСТО ОГРОМHОЕ_ ) простой состав из метро его поджигают, а потом его
тушат. Живущие в Крюково иногда ночью просыпаются от того что под ними
поезд проезжает. Дачники в Видном рассказывают, что в начале 80-х там у
них что-то копали и очень глубоко. Помнят только в нескольких местах ямы
большые и глубокие, но стенки досками или чем-то там еще были укреплены
и ямы были одна за другой, ну то есть на одной линии.
Строительная база второй линии находится где-то в Царицино.
Третья линия. Длина 25 км. Кремль, Лубянка, штаб ПВО Московского
военного округа на
Мясницкой 33 (находится по соседству с общественной приемной Минобороны
на Мясницкой 37, которая в свою очередь имеет автомобильный туннель к
даче Сталина в Кунцеве. Во время войны на станции "Кировской" находились
отделы Генерального Штаба и ПВО'шники. Поезда там не останавливались,
перрон отгородили от путей высокой фанерной стеной. После войны еще
долго уничтожали следы этой деятельности. Под станцией и зданием на
Мясницкой 33 был построен новый бункер для штаба ПВО) и ЦКП ПВО (и там
же Главный Штаб ВВС и ПВО) в поселке Заря Балашихинского района, где
находится военный городок с 20000 жителей.
Линия проходит параллельно шоссе Энтузиастов и через Измайловский парк.
В тоннеле "Калининской" линии в сторону "Hовогиреево" за несколько
метров до платформы "Авиамоторной" есть металлическая дверь. За ней есть
лифт, на котором можно спуститься на третью линию Метро-2.
Людей, работающих в бункере п.Заря, называют "кротами". А еще -
"шахтерами". Каждый день они заходят в неприметный с виду кирпичный
домишко и на скоростных лифтах спускаются на глубину 122 метра.
Последняя проверка документов, автоматчик рядом с небольшим пограничным
столбиком, массивные железные двери, захлопывающиеся автоматически при
первой же опасности, - и наши герои оказываются на одном из самых
секретных военных объектов России. Этот подземный город - Центральный
командный пункт (ЦКП) войск ПВО, святая святых нашей оборонной мощи.
Попасть сюда не могут даже первые госчиновники и важные зарубежные
гости. Для любой экскурсии необходимо личное разрешение министра
обороны. Зарываться в землю нашим военным партия приказала еще в
1958 году. Все Главные штабы и ЦКП в срочном порядке стали переносить в
ближайшее Подмосковье. "Холодная" война в любую минуту могла
превратиться в ядерную, и первые же бомбардировки столицы могли оставить
армию без "глаз", "ушей" и "языка". Чтобы этого не допустить, решили
срочно закопать в землю все самое ценное и уже из мощных бункеров
руководить войсками. Подземный город строили по-стахановски: уже в 61-м
году первые "кроты" справили новоселье. За это спасибо маршалу
Советского Союза Павлу Батицкому и метростроевцам - именно их пригласили
для выполнения важного задания Родины. В городе-бункере предусмотрено
все, чтобы пережить конец света: собственные энергетические установки,
системы пожаротушения, очистки воды и воздуха, канализация, запасы
продовольствия. Говорят, есть даже места, где можно с комфортом и на
белом белье выспаться. Даже женщины, которые тут работают, на условия
особо не жалуются. Транспортная проблема в "городе", построенном на 1100
человек, тоже решена. К услугам персонала четыре лифта - два
пассажирских и два грузовых.
>6. Что происходило в последнее время?
Четвертая линия. Информация про нее почти вымышленная. В бюджет России
1997 года была заложена сумма на ее строительство. Причем этот факт
вызвал скандал и разбирательство в Конгрессе, т.к. должны были строить
за счет американских кредитов. Будет начинаться в районе "Киевской", как
ответвление от первой линии, затем под Парком Победы (где будет
использовать инфраструктуру совместно с запланированной веткой обычного
метро) в новый бункер ГО A-50 на Рублевском шоссе, 48 рядом с домом
Ельцина на Осеннем бульваре. Потом санаторный/бункерный комплекс в
Барвихе. И по видимости Власиха и Краснознаменск.
Среди уже упомянутых несчастных жителей Мичуринского проспекта ходит
упорный слух о конверсии первой линии Метро-2 в связи со строительством
новой линии (коей и является четвертая линия).
Также если взглянуть на схему проекта линии в Солнцево, она идет точно
под Мичуринским проспектом. Экономная идея, построить еще один тоннель и
несколько станций.
В середине 90-х в Метро-2 была какая-то огромная реконструкция. Часть
станция законсервировали. Подробности неизвестны.
>7. Где находится гейт между обычным метро и Метро-2:
Если ехать от Спортивной к Университету, то слева по курсу после
Спортивной вначале видно перегон, соединяющийся с путем, по которому вы
едете (он идет от противоположного пути). Затем вы видите ответвление
влево по ходу поезда. Официально это оборотный тупик, но он продолжается
дальше, спускается между основными тоннелями под реку и по дуге круто
уходит в сторону. Контактный рельс в этом тоннеле обрывается. Сам
тоннель в итоге упирается в решетчатые ворота, прикрытые какой-то рваной
тканью, за ними виден стальной гермозатвор. Это _единственный_ гейт
обычного метро и Метро-2 в Москве. Hа въезде в этот тоннель единственный
в московском метро семафор с двумя красными. Тоннель ведет через МГУ в
подземный город в Раменках и соединяется с первой линией Метро-2.
>8. Что думают про это за границей?
Метро-2 вскользь описана в ежегодном издании Департамента Обороны США
по Советским Вооруженным Силам за 1991 год:
TITLE: Military forces in transition.
PUBLISHED: 1991- Washington, D.C. : Dept. of Defense
ISSN: 1062-6557
>9. А уникальна ли Метро-2?
Hет, аналогичные или подобные системы есть в Лондоне, Вашингтоне,
Пекине, Пхеньяне и была в Бостоне.
>10. А кто управляет Метро-2?
Вся система Метро-2 ранее находилась в ведомстве либо по мнению
диггеров и российской прессы 15 управления КГБ (подземщики) либо по
мнению американской разведки 9 управления (охранка).
Строил и строит его какой-то ящик, куда вербуют людей из обычного
метростроя. А живут они в районе "новые дома" в Одинцово. Там же живут
обычные метростроевцы. Там же есть станция Метро-2 на первой линии.
>11. А почему до сих пор Метро-2 малоизвестно?
Система малоизвестна, т.к. не является правительственным метро, т.е. не
перевозит высших госчиновников (в том числе и Ельцина) в мирное время.
Основная функция - готовность к эвакуации. Кроме-то хозяйственные
перевозки: грузы, обслуживающий персонал и т.п.
>12. А как Метро-2 устроено?
Вся система однопутна (глупо строить 2 пути, т.к. даже в случае сигнала
"Атом" - эвакуации на случай атомной войны или еще чего-то страшного
весь поток движения направлен в одну сторону). В отличии от обычного
метро вентиляционные шахты из тоннелей замаскированы (кроме первой
линии) и часто объединены с шахтами обычного метро. отсутствуют.
Строительство велось закрытым методом, причем без промежуточных шахт
(как тоннель под Ла-Маншем). Контактный рельс не используется вообще.
Сами рельсы залиты асфальтом, как трамвайные пути, т.к. кроме поездов
ходят также микроавтобусы "РАФ" на аккумуляторном ходу (пути не везде
есть).
>13. А что там ездит?
19?? года выпуска:
5580 Вагон серии Еж3
5590 Вагон серии Еж3
5686 Контактно-аккумуляторный электровоз "Л" 81-711 (стоит разбитый в Выхино).
5710 Контактно-аккумуляторный электровоз "Л" 81-711.
5712 Контактно-аккумуляторный электровоз "Л" 81-711.
1986 года выпуска:
0087 Контактно-аккумуляторный электровоз "Л" 81-711.
0088 Контактно-аккумуляторный электровоз "Л" 81-711.
0089 Контактно-аккумуляторный электровоз "Л" 81-711.
0090 Вагон серии Еж6 81-712.
0091 Вагон серии Еж6 81-712.
0092 Вагон серии Еж6 81-712.
0093 Вагон серии Еж6 81-712.
1995 года выпуска:
ДПС-01-1 - ДПС-01-4 4-вагонный двуосный дизель-метропоезд Людиновского завода.
Скорость у ДПС-60 км/ч, у составов, которые тянут аккумуляторные
электровозы-15 км/ч. Вагоны Еж6 - однокабинные, а электровозы -
двухкабинные.
|