VOT об авторе культовых строений Ташкента.
Серго Михайлович Сутягин родился в Москве 23 февраля 1937 года. В 1941-м году семью эвакуировали в Самарканд, где жила его бабушка. Серго с детства хорошо рисовал, но и не думал быть архитектором — ему хотелось заниматься ядерной физикой. На архитектурное отделение стройфака Среднеазиатского Политехнического Института поступил за компанию с родным братом и другом Георгием Юнгвальд-Хилькевичем. Так, случайно, Серго стал архитектором.
Сегодня Серго Михайлович заслуженный архитектор Республики Узбекистан, действительный член Международной Академии Архитектуры (МААМ), лауреат множества отечественных и международных премий, почётный гражданин г. Коканда. В Ташкенте по его проекту построен Дворец киноискусств имени Алишера Навои (известный всем кинотеатр «Панорама»), торговый центр «Аркада», чайхана «Самарканд-дарбаза» и станция метро «Космонавтов». В Коканде — музыкально-драматический театр и музей литературы. В Хиве — ряд объектов нового центра, в том числе академия Мамуна, в Карши — амфитеатр. Аэропорты в Термезе и Ургенче, Карши и Бухаре. В Нукусе — известный на весь мир музей Савицкого.
Источник вдохновения
Если вы перестаете влюбляться, можете смело уходить из архитектуры. Меня
всегда вдохновляла женщина и, если в архитектуре нет женского начала, значит она мёртвая.
Вдохновляет человека не ложный патриотизм, а внутренний. Я как раз причисляю себя к «внутренним патриотам».
Меня неоднократно приглашали работать в Москву. Читал лекции в Гарвардском университете в Нью-Йорке
и мне предлагали остаться преподавать. Но я предан своей Родине. Источником моего вдохновения является моя земля.
В каждой своей работе стараюсь показать национальный колорит, любовь к народу, к любимой женщине.
О сложностях
Любая профессия трудная, если ей заниматься всерьёз. Если всё идет легко и гладко, то скорее всего человек
поверхностно и несерьёзно относится к своему делу. Иногда процесс работы муторный и сложный. После того, как
архитектор придумал и начертил свой будущий проект, начинаются хождения по всевозможным инстанциям и тысячи согласований:
с хакимом, с главным архитектором города, с госстроем. К сожалению, не всегда после таких переговоров проект остаётся
прежним, но иногда ситуация меняется в лучшую сторону.
Каждое строение должно быть уникальным, не похожим на прошлые и настоящие. У меня есть своё высказывание:
«Родник прошлого питает древо настоящего и рождает плоды будущего». Этим правилом я руководствуюсь всю свою
жизнь и мои архитектурные сооружения — это не равнодушные здания. Они все скульптурные, эмоциональные, художественные
и уникальные. Если автору удалось сделать душевное сооружение, оно никогда не будет стареть.
Стела в Чирчике: история из детства
Когда мой отец ушёл на фронт, меня очень интересовал вопрос: «Как я появился на свет?». К нам во двор постоянно
прилетали два аиста и бабушка сказала, что это они меня принесли. Я тогда решил, что раз они меня принесли, значит
и отца моего с фронта принесут. Папа вернулся весной. Вот так меня вдохновили эти птицы.
Когда был объявлен конкурс на создание монумента в память погибшим в войне, я сразу вспомнил эту историю.
Стела задумывалась как памятник аистам, олицетворяющим мир на земле.
#VOTэтода: Когда монумент был готов, архитектор долго искал подпись. Однажды ему принесли пластинку с песней Марка Бернеса «Журавли» на
стихи Расула Гамзатова. Серго несколько раз прослушал песню, а на утро пришёл к поэтессе Зульфие и попросил перевести. Так, на памятнике появились эти стихи.
Дворец искусств: первый опыт
В студенческие годы я познакомился с архитекторами Березеным, Холдеевым, Шуваевым, которые предложили участвовать в конкурсе на строительство кинотеатра. Мы
стали работать над проектом на чердаке, в темноте и духоте. После длительных мучений получилось три разных варианта и победила круглая форма, считающаяся
сейсмоустойчивой, которая лично мне не очень нравилась. Так случилось, что мои коллеги по проекту с кинотеатром разошлись по другим объектам и мне пришлось
доводить наше детище до конца в одиночку. Как архитектор, я сформировался на этом объекте.
При создании кинотеатра нужно было учитывать акустику, свето- и звуко-проецирование. Прочитав немало зарубежных книг, я узнал, что на концерте необходим
один акустический режим, на кинофильме второй, при звучании голоса третий. Я связался с московским научно-исследовательским институтом, где мне сказали, что
для правильной акустики нужна акустическая модель, которая состоит из оргстекла толщиной в 6 мм. В этом институте была мастерская, которая изготавливает эти
самые модели. Меня отправили в командировку на месяц в эту мастерскую. В итоге мы сделали нужную модель, я познакомился с гипротеатром (системой, которая
отвечает за кинотехнологии: раздвижение занавеса, экран). Все эти знания помогли стать настоящим архитектором, изучить дело изнутри.
#VOTэтода: При землетрясении 1966 году это здание единственное среди кинотеатров осталось целым и невредимым. Директор кинотеатра предложил
записать голос С.Сутягина, который говорил о сейсмоустойчивости здания. Люди доверились и не выбегали, продолжая кинопросмотр.
Коммерческий центр «Аркада»: кусочек Рима
Эта улица мне с детства была хорошо знакома — нашу компанию называли «скверными ребятами», так часто мы там проводили время. Встречались мы в основном на
углу возле столба с часами, потом их убрали, а мне захотелось сохранить эту традицию и я сделал часы.
Труднее всего было сделать подвал, потому что по улице Кирова была проведена спецсвязь и ни при каких обстоятельствах нельзя было задевать, а уж тем более
убирать этот кабель. Пришлось делать ступенчатый фундамент, который уходил вниз, благодаря ему я смог провести свою изолированную коммуникацию.
Магазин должен удивлять и привлекать внимание, я решил, что хочу построить атриум. Какое же центровое здание и без фонтана? Задумали фонтан, а в углу -
родник из керамики. Попросил друга-керамиста слепить голову льва, из пасти которого текла бы вода. Планировал сделать кусочек Рима в центре столицы, но меня не
поддержали и в итоге атриум остался пустым. Из задуманного так и не появилась красивая роспись наверху в окошках, которые до сегодняшних дней пустуют.
#VOTэтода: Центр должен был строить московский архитектор, но заказчик устроил небольшой конкурс и победил проект Сутягина.
Изначально, предполагалось, что здесь будут магазины и большие склады ОАО «Совпластитал».
Станция метро «Космонавтлар»: большие мечты
Здесь не повезло с площадью, через каждые шесть метров стоят колонны — какой же это космос? Мне хотелось сделать свод со звёздами, планетами и млечный
путь вдоль станции. На что начальник проекта ответил, что задумка не получится, поскольку здесь стоично-балочная система и высота низкая. К моему счастью,
на стройку несколько раз спускался Шараф Рашидов, я жаловался ему, что мало места, что колонны грубы для такой темы. Он поговорил с начальником проекта и
при помощи труб, бетона и стекла мы сузили колонны с 60 до 39 см.
Я поехал в Беларусь, на заводе отлил стекло, сам сделал рисунок, в институте физики приготовил амальгаму. Но больше одного образца белорусы не разрешили
вывозить, так как у них в это время свое метро строилось. Пришлось искать стеклодувов в Узбекистане.
Осуществилась моя идея с 12 этапами космоса: начиная от Икара, Улугбека и заканчивая Циолковским и нашим космонавтом Владимиром Крысиным. Кстати, его
памятник стоит прямо над станцией.
Каждый раз, когда я спускаюсь на эту станцию, замечаю, что где-то что-то не горит и, вообще, не так. Но всё равно я очень дорожу и горжусь своим детищем.
#VOTэтода: Над колоннами автор хотел сделать зеркало, чтобы было ощущение бесконечности. Но, по правилам метростроя, зеркала запрещались во
избежание осколочных травм. Свою бесконечность Сутягин сделал иначе: вдоль путей на стенах расположились длинные керамические плиты.
О будущем архитектуры Ташкента
Архитектура должна быть разной, многоликой, но гармоничной. Сегодня время не штучного строительства, сегодня время ансамблевого строительства, где одно
перетекает в другое. Не стоит копировать чужое, прошлое, нынешнее, надо смотреть в будущее и любить то, что ты создаешь.
Текст: Динара Сагдуллина
Фото: Финат Разяпов и архив Сутягина С. М.
* * *
Опубликовано на ресурсе The Voice of Tashkent - городская интернет-газета.
1 декабря 2015 г., 16:08