ИСТОРИЯ
В 1977 году к очередному празднованию годовщины Октябрьской революции в Ташкенте открылась
первая линия метрополитена - первого метро в Средней Азии, построенного в сейсмоактивном районе при
технической поддержке московского метростроя.
Строительство метро в Ташкенте начато в 1971 году. Первый участок первой -
Чиланзарской линии (от ст. "Сабира Рахимова" теперь "Алмазар" до ст.
"Октябрьской Революции" ныне "Сквер Амира Тимура") с 9 станциями, электродепо и Домом связи был введён
в эксплуатацию 6 ноября 1977 года. Протяжённость линии составляла 12,2 км.
Второй участок Чиланзарской линии (от ст. "Октябрьской Революции", теперь "Cквер Амира Тимура" до ст.
"Максима Горького" ныне "Буюк Ипак Йули") с 3 станциями вступил в строй 18 августа 1980 года.
Протяжённость участка составляет 4,6 км. К августу 1980 года число станций на двух участках Чиланзарской
линии метрополитена достигло 12, а протяжённость составила 16,8 км.
Чиланзарская линия метро будет протянута до Ташкентского тракторного завода (3 станции), а также
соединится с Сергелийской линией (1 станция), которая будет проложена от массива Сергели до ипподрома.
В 1980 году начато строительство первой очереди второй -
Узбекистанской линии метрополитена от станции "Навои" до станции "Ташкент" с 5 станциями. В декабре
1984 года первая очередь Узбекистанской линии была сдана в эксплуатацию. Протяжённость этого участка - 5,6
км.
В ноябре 1987 года была сдана в эксплуатацию вторая очередь Узбекистанской линии со станциями "Чкаловская"
и "Ташсельмаш", протяжённостью 3,2 км, длина линии при этом достигла 8,8 км.
"Чкаловскую" (ныне "Дустлик" - "Дружба") и "Ташсельмаш" (теперь "Машинасозлар" - "Машиностроителей")
пришлось дважды закрывать из-за
неблагоприятной экологической обстановки:
1. 18 сентября 1989 года. Станции открылись повторно вместе с третьей очередью Узбекистанской линии 6 ноября 1989
года.
2. В апреле 1990 года. Станции открылись в третий раз вместе с четвёртой очередью Узбекистанской линии 30
апреля 1991 года.
В ноябре 1989 года начала работать третья очередь Узбекистанской линии с двумя станциями - "Гафура Гуляма"
и "Чорсу", протяжённость этого участка составляет 2,2 км. И, наконец, 30 апреля 1990 года было завершено
сооружение Узбекистанской линии - была открыта четвёртая очередь со станциями "Тинчлик" и "Беруни"
протяжённостью 3,2 км. Общая протяжённость линий составила около 31 км с 23 станциями.
Планируется продолжить строительство Узбекистанской линии метро. Она будет удлинена от студенческого
городка до массива Каракамыш (2 станции), а с другого конца – до Нового Ташкента (6 станций).
В сентябре 1988 года начато строительство третьей Юнусабадской
линии метрополитена. 1 сентября 2001 года состоялось открытие Юнусабадской линии, которая имеет 6
станций, протяжённость 7,61 км и метромост между станциями "Бадамзар" и
"Шахристанская" (бывш. "Хабиба Абдуллаева") в районе телевизионной башни через реку Боз-Су. Участок сдан в
эксплуатацию 26 октября 2001 года.(см. схему)
В 2003-2004 годах намечалась сдача ещё трёх станций Юнусабадской линии, причём 2 из них наземные, но в
связи с финансовыми трудностями строительство было приостановлено и возобновлено только в октябре 2016 года.
Участок из 2-х станций (а не 3-х, как планировалось ранее) с рабочими названиями "Юнусабад" (ранее
"Файзулла Ходжаев") и "Туркестан" (ранее "Юнусабад") протяжённостью 2,9 км, открыты 29 августа 2020 года.
С 26.08.23 до 25.12.23 станции «Юнусобод» и «Туркистон» были закрыты для плановых профилактических работ. На время закрытия ежедневно с 06:00 до 00:00 были запущены автобусы (метробусы) большой вместимости.
Юнусабадскую линию планируется удлинить до Южного вокзала (4 станции), также в планах ещё 3 станции до Ипподрома с пересадкой на станцию Алмазар (бывш. Сабира Рахимова) Чиланзарской линии.
4 линию метро с 6-ю станциями и длиной более 8 км - Сергелийскую,
первоначально хотела построить китайская компания Citic International Cooperation. Строительство
планировалось начать в конце 2003 года. Ввод в строй был намечен на 2010 год, но эти планы не сбылись.
Строительство началось только в ноябре 2016 года, причём теперь строить метро в Ташкенте будет АО
«Узбекистон темир йуллари».
Новый проект строительства рассчитанный на 4 года завершён 26 декабря 2020 года, Сергелийская линия построена надземным
эстакадным продолжением Чиланзарской линии длиной 6,3 км с 5-ю станциями.
6-я станция "Чинор" в районе нынешнего массива «Спутник» не построена, без объяснения причин.
В направлении Куйлюка с октября 2017 года от "Чкаловской" (ныне "Дустлик" - "Дружба")
строится новая
Кольцевая линия
в надземном эстакадном исполнении.
Строительство разбито на 5 этапов с 2017 по 2021 год (объявлено об ускорении строительства и вводе до 2020 года первых двух участков, что маловероятно).
На первом этапе 30 августа 2020 года построен отрезок от станции "Дустлик" до рынка "Куйлюк" с 7-ю станциями. Протяжённость составила 11 километров.
На втором этапе линия метро должна была связать рынок "Куйлюк" и станцию метрополитена "Алмазар" протяжённостью 11 километров. Но в процессе строительства в конце 2020 года было решено направить линию в сторону станции "Кипчак" Чиланзарской линии.
25 апреля 2023 года открыт учаксток от станции № 7 ("Куйлюк") до станции № 12 ("Строителей") длиной 7,74 км с 5-ю станциями. Достраивается участок из 2-х станций №№ 13 и 14 с пересадкой на станцию № 5 ("Кипчак") протяжённостью 3,64 км.
Этапы III-V видимо строится не будут, т.к. по планам довести линию до станции № 16 вблизи многопрофильной больницы Янгихаётского района, Ташкентского металлургического завода и мега-проекта “Minerva city”, там же планируется депо для Кольцевой линии.
На третьем этапе будет построен участок между станциями "Алмазар" и "Беруни". Протяжённость участка 11 километров.
На четвёртом этапе линия метро свяжет станции "Беруни" и "Бадамзар". Протяжённость 7,1 километра.
На пятом этапе линия метро будет соединена со станцией "Дустлик". Протяжённость 12 километров.
Всего планируется возвести 35 станций и 3 вагонных депо. Протяжённость новой линии составит 52,1 км, из них
50,5 км будут проложены над землёй по эстакаде высотой 6 м и 1,6 км — по земле. |