...С ташкентским подземным «казаном» связано чрезвычайное происшествие, что стряслось спустя полтора года
после пуска поездов метро до станции «Чкаловская» и оставило свой шлейф на годы. Сейчас выросло поколение,
которое об этом и не догадывается. Между тем, на мой взгляд, это ЧП следовало бы включить в учебники, как
пример серьёзного экологического промаха и дорогостоящего его исправления. До сих пор оно требует денег. И
будет требовать, пока существует участок метро от станции «Ташкент» до «Чкаловской».
То, что случилось в 1989-м, нарушило работу метрополитена и, отчасти, авиазавода. В сентябре перегон
закрыли месяца на три, а следующей весной движение на перегоне остановили едва ли не на год.
Первый раз движение остановилось по инициативе машинистов поездов. Накануне они объявляли пассажирам по
радиосвязи, что с «завтрашнего дня поезда идут только до станции «Ташкент». Об этом же сообщали самодельные
плакаты. Машинисты сигнализировали о тяжёлых запахах на перегоне и раньше, да только никто особого
внимания не обращал. А тут сразу собрались руководители метрополитена, города, завода, врачи, экологи:
«Какие претензии, что за газы?»
Как выяснилось, машинисты в тоннеле теряли сознание. Серьёзные
проблемы со здоровьем возникли и у сотрудников, обслуживающих участок. Акцию предприняли после
госпитализации шести товарищей с тяжёлой интоксикацией.
Для изучения ситуации и принятия мер в столице создали комиссию. Мне, журналистке, тоже довелось вместе с
комиссией спуститься на закрытую станцию. Все мы глубоко вдохнули, и никому не понравилось. Я написала
свою первую заметку о ЧП, о том, что перегон закрыт до исправления ситуации, что авторитетные лица, включая
специалистов и учёных разных профилей, изучат газы и предложат меры, дабы их исключить.
Пассажиры, успевшие привыкнуть к метро с его удобством и скоростью, выражали своё неудовольствие
неожиданной паузой, ведь теперь добирались до авиагородка и обратно на перекладных. Комиссия регулярно
собиралась и разбирала разные версии. О причине появления газов профессионалы догадались довольно быстро.
Тоннель перегородил поток грунтовых вод. Если бы они были чистыми, ещё полбеды. Но стоки загрязняли
заводские утечки и утечки-сбросы с химчистки вышестоящей воинской части, проливы нефтепродуктов с
автозаправок. Также их пополняли туалеты частного сектора, находящегося выше по течению грунтовых вод. У
тоннеля образовалось «болото».
Почему проектировщики не учли поток грунтовых вод? Выяснилось,
что они-то учли. Но им было предложено тоннель подвести к проходной авиазавода. Ради «Чкаловской»
передвинули даже русло речки Карасу. Теперь течёт по соседству. В грунте русла обнаружена чёрная масса,
состоящая из сульфитов железа, свинца других тяжёлых металлов. Всё это – продукты жизнедеятельности
микроорганизмов. Древнее название реки позволяет предположить, что биопроцессы с их участием проходили
здесь и прежде. Человек же, вторгшийся в природу, перегородивший поток грунтовых вод, изменивший русло
реки, усугубил их, вытащил наружу.
Какие газы, образующиеся в результате мутационных процессов
в подземном «казане», вызывали отравления людей? Точного ответа химики так и не дали. Не удавалось поймать
легколетучие токсичные «газы икс». Но специалисты «Кизилтепагеологии» предложили способ борьбы с
анаэробными микроорганизмами, продуцирующими газы. Анаэробные развиваются в безкислородной среде, воздух
для них гибелен. Значит, надо воздух подать.
Так начали эксперимент по «раскачке» грунтовых вод.
Около двух десятков скважин были пробурены для водопонижения у тоннеля. Они откачивали и откачивают воду
из «казана» в Карасу. Речка загрязняется, поезда ходят. А экологический промах забыт.
Забыта и специальная служба, созданная из лучших специалистов Госкомгеологии, – геоэкологическая
экспедиция. Она расформирована после выполнения госпрограммы «Геоэкология Узбекистана».
Где получить компетентный ответ, что происходит под ногами сейчас?
Наталия ШУЛЕПИНА
sreda.uz, 4.7.2013г. http://sreda.uz/index.php?newsid=1024
См.газетная версия в «Новости Узбекистана», 5.7.2013г.
Информационная экосеть - Просто пишем о среде
* * *
Опубликовано на сайте SREDA.UZ
4 июля 2013 г.