Корреспондент Sputnik объясняет, благодаря кому в Ташкенте появилось метро, почему каждая станция — произведение искусства, и как дальше будет развиваться столичная подземка.
ТАШКЕНТ, 6 ноя — Sputnik. Сегодня в Джизаке открыли памятник Шарафу Рашидову, и именно сегодня исполнилось 40 лет со дня пуска первой линии ташкентского метро — Чиланзарской. Казалось бы, какая связь? Но она есть, и что ни на есть самая символичная, так как первая линия столичного метро появилась только благодаря настойчивости и энтузиазму Шарафа Рашидова, пробившего этот проект у руководства в Москве.
Первое в Средней Азии
Молодому поколению ташкентцев трудно себе представить, что город их мам и пап ещё каких-то сорок лет назад жил без метро. Да что говорить о метро, когда-то в Ташкенте и автобусов практически не было.
Четыре десятка лет на стальных рельсах, ни одной остановки работы метро, а сколько поколений, судеб, интересных историй остались за тоннелями ташкентской подземки.
Говорят, Шараф Рашидов 18 раз обращался в Москву для получения разрешения на строительство метро в Ташкенте. Иметь метрополитен в республиках бывшего Союза было очень престижно. Поэтому и добиться положительного ответа на этот счёт из Центра было чем-то совершенно невероятным. И то, что ташкентское метро у нас есть, и то, что оно и по сей день является не просто востребованным, но и одним из любимых видов городского транспорта, а ещё и уникальной достопримечательностью, во многом заслуга Шарафа Рашидовича. Вместе со специалистами он занимался сбором аналитических материалов и в итоге доказал наличие всех оснований для прокладки метрополитена в столице Узбекистана.
В августе 1971 года было принято распоряжение о начале строительства метрополитена в Ташкенте. Однако в документе было одно очень важное условие — долевое участие Узбекистана в строительстве, то есть строили в какой-то степени за свой счёт. Республика согласилась выделять немалые ассигнования, в противном случае Москва не стала бы финансировать проект.
Строительство Ташкентского метрополитена было начато в начале 1972 года. Кстати, первый пусковой участок Ташкентского метрополитена был сдан строителями с опережением графика на целый год! Это событие произошло 6 ноября 1977 года. Однако после открытия этого участка метро не закрыли, а продолжили строить, не останавливаясь ни на час. В 1980 году линия была полностью готова, она включала в себя 12 станций.
Вторая линия метро — Узбекистанская — была введена в эксплуатацию 7 декабря 1984 года.
Отметим, что идея создания метро появилась во время восстановления Ташкента после сильного землетрясения в 1966 году. Строители учитывали специфические условия города, его высокую сейсмичность, лёссовые просадочные грунты и жаркий климат.
Строительство третьей линии метрополитена, Юнусабадской, стартовало в 1988 году, а завершилось в сентябре 2001 года. Она оказалась самой сложной в плане проектирования и строительства, так как необходимо было вести прокладку тоннелей под каналами и озером Бозсу, большим числом инженерных коммуникаций.
В настоящее время данная линия метро достраивается, и горожане, особенно жители Юнусабада, с нетерпением ждут пуска новых станций, ведь этот район является одним из самых густонаселённых в Ташкенте.
Метрополитен развивается
На сегодняшний день столичный метрополитен состоит из трёх линий, включающих 29 станций. Общая протяжённость линий превышает 39 километров.
Пассажиры считают метрополитен самым удобным, быстрым, безопасным видом транспорта. Специалисты объясняют популярность метро его высокой провозной способностью, надёжностью движения поездов, строгим порядком на станциях и в поездах. И все сходятся во мнении, что метрополитен — самый современный вид городского транспорта.
Однако, есть у него и свои проблемы. К примеру, пассажиры часто жалуются на длинный интервал между поездами. Также отсутствуют современные механизмы оплаты, к примеру, пластиковые карты для осуществления бесконтактных платежей.
Но, кажется, руководство метрополитена иногда слышит чаяния людей. На недавно прошедшей пресс-конференции представители Ташкентского метрополитена заверили, что до конца 2018 года будет внедрена полноценная автоматизированная система оплаты проезда при помощи различных специализированных пластиковых карт. Это нововведение сократит очереди в кассах, а также время захода пассажиров в метро.
Отсутствие станций метро в ряде спальных районов города сделало метро транзитным транспортом. Большинство жителей вынуждено не пользоваться им, поэтому город в буквальном смысле захватили маршрутки. Однако и в этом направлении есть подвижки. Продление линий до жилых кварталов даст возможность существенно разгрузить городской транспорт, уменьшить пробки на дорогах в часы пик, а главное — значительно повысит рентабельность всего метрополитена. К 2030 году в Ташкенте планируется построить 10 новых станций метро и 22 километра линий подземки.
Согласно плану развития Ташкентского метрополитена до 2030 года, сейчас ведутся работы над проектами двух станций Узбекистанской линии — от станции "Беруний" в сторону Каракамыша, трёх станций Чиланзарской линии — от станции "Буюк ипак йули" до массива ТТЗ, и пяти станций Юнусабадской линии — от станции "Мингурик" до Южного вокзала. В общей сложности планируется увеличить протяжённость линий метрополитена до 160 километров. Также будет построено 102 километра надземных сетей.
Ташкентская подземка — чудо искусства
Ташкентское метро снискало славу одного из самых красивых в мире. Сюда с экскурсиями водят иностранцев. Даже для жителей Узбекистана, приезжающих из дальних уголков страны, проехаться на метро — обязательный пункт визита в столицу.
Отметим интересный факт: в Ташкентском метро нет ни одной повторяющейся росписи, барельефа и мозаики. Каждая станция — настоящее произведение искусства. Для оформления станций метро были приглашены лучшие архитекторы, художники, скульпторы и декораторы республики и всего СССР. Создание подземных дворцов в столице проходило под руководством специалистов и архитекторов Ташметропроекта. За лучшие решения в различные годы архитекторы удостаивались высоких наград и грамот.
Кстати, "мир Ташкентского метро" студенты архитектурного и художественного вузов изучают как отдельную тему по художественному оформлению.
Использование большого разнообразия отделочных материалов: мрамор, гранит, прессованное стекло и применение различных видов национальной традиционной отделки — росписи, резьбы по ганчу и художественной керамики — всё это придает неповторимую самобытность и оригинальность, свойственные каждой отдельной станции.
Ташкентское метро включено практически во все рейтинги красивых туристических объектов. Жаль, правда, что в нём запрещено фотографировать.
* * *
Опубликовано на сайте ru.sputniknews-uz.com
6 ноября 2017 г. 17:25 (обновлено 08.11.17 г. 15:45 )