Первая (Чиланзарская) линия метрополитена в столице Узбекистана
была открыта 6 ноября 1977 г., её строительство продолжалось
почти 9 лет. Линия длиной 12,2 км связала станции «Собир
Рахимов» на юге города и «Октябрьская революция» (ныне «Амир
Тимур») на северо-востоке. Впоследствии линию продлили на
4,5 км до станции «Максим Горький» (ныне «Бююк Йоли»), так
что общая её длина составляет 16,7 км с 12
станциями.
Эта линия, как и последующие, строилась по общим для всех
метрополитенов бывшего СССР техническим требованиям: внутренний
диаметр тоннелей 5,1 м, минимальный радиус кривых 600 м,
максимальная крутизна уклонов 40 ‰, максимальная скорость
движения поездов 90 км/ч, система электроснабжения постоянного
тока напряжением 825 В с питанием от контактного рельса.
В то же время учтены специфические сейсмические условия региона,
и несущие конструкции рассчитаны на землетрясение силой до
10 баллов по шкале Рихтера. Подвижной состав представлен
электропоездами из четырёх вагонов серий Е мощностью 272
кВт или 81-717 мощностью 440 кВт постройки завода «Метровагонмаш»;
заказаны 20 вагонов новой серии Н.
Вторая (Узбекистанская) линия, пущенная 8 декабря 1984 г.,
соединила главный железнодорожный вокзал с центром города
и имела пересадочную с первой линией станцию «Навои/Пахтакор».
Поэтапно продлевавшаяся, эта линия, проходящая в направлении
юго-восток — северо-запад, в настоящее время имеет длину
14,8 км с 11 станциями, её конечные пункты — станции «Чкалов»
и «Беруни».
Третья (Юнусободская) линия «Шахристон» — «Лохути», проходящая
в направлении север — юг, ко времени ввода в эксплуатацию
28 августа 2001 г. имела длину 7,6 км с шестью станциями.
На ней расположены две пересадочные станции: «Пажаби»/»Амир
Тимур» (с первой линией) и «Лохути»/«Ойбек» (со второй),
так что в центре Ташкента создан треугольный по конфигурации
узел линий метрополитена.
Существующей сети метрополитена недостаточно для эффективного
транспортного обслуживания города с населением около 2,5
млн. чел. Если в 1993 г. метрополитеном воспользовались 33
млн. пассажиров, то в 2001 г. объём перевозок достиг 123
млн. чел. Поэтому ведутся работы по развитию сети. Строятся
продолжения второй («Вокзал» — «Домостроительный комбинат»
с тремя станциями) и третьей линии (на юг «Лохути» — «Жануби»
с четырьмя и на север «Шахристон» — «Тургун Мирзаев» с тремя
станциями).
Опубликовано на сайте ЖДМ-online-Информационная
служба журнала "Железные дороги мира"
http://www.css-mps.ru/zdm/10-2002/news/news0210-02.htm
Октябрь 2002 г.