Главная Фотоальбом Гостевая Ссылки

 

Развитие метрополитена Ташкента

 

Первая (Чиланзарская) линия метрополитена в столице Узбекистана была открыта 6 ноября 1977 г., её строительство продолжалось почти 9 лет. Линия длиной 12,2 км связала станции «Собир Рахимов» на юге города и «Октябрьская революция» (ныне «Амир Тимур») на северо-востоке. Впоследствии линию продлили на 4,5 км до станции «Максим Горький» (ныне «Бююк Йоли»), так что общая её длина составляет 16,7 км с 12 станциями.

Эта линия, как и последующие, строилась по общим для всех метрополитенов бывшего СССР техническим требованиям: внутренний диаметр тоннелей 5,1 м, минимальный радиус кривых 600 м, максимальная крутизна уклонов 40 ‰, максимальная скорость движения поездов 90 км/ч, система электроснабжения постоянного тока напряжением 825 В с питанием от контактного рельса. В то же время учтены специфические сейсмические условия региона, и несущие конструкции рассчитаны на землетрясение силой до 10 баллов по шкале Рихтера. Подвижной состав представлен электропоездами из четырёх вагонов серий Е мощностью 272 кВт или 81-717 мощностью 440 кВт постройки завода «Метровагонмаш»; заказаны 20 вагонов новой серии Н.

Вторая (Узбекистанская) линия, пущенная 8 декабря 1984 г., соединила главный железнодорожный вокзал с центром города и имела пересадочную с первой линией станцию «Навои/Пахтакор». Поэтапно продлевавшаяся, эта линия, проходящая в направлении юго-восток — северо-запад, в настоящее время имеет длину 14,8 км с 11 станциями, её конечные пункты — станции «Чкалов» и «Беруни».

Третья (Юнусободская) линия «Шахристон» — «Лохути», проходящая в направлении север — юг, ко времени ввода в эксплуатацию 28 августа 2001 г. имела длину 7,6 км с шестью станциями. На ней расположены две пересадочные станции: «Пажаби»/»Амир Тимур» (с первой линией) и «Лохути»/«Ойбек» (со второй), так что в центре Ташкента создан треугольный по конфигурации узел линий метрополитена.

Существующей сети метрополитена недостаточно для эффективного транспортного обслуживания города с населением около 2,5 млн. чел. Если в 1993 г. метрополитеном воспользовались 33 млн. пассажиров, то в 2001 г. объём перевозок достиг 123 млн. чел. Поэтому ведутся работы по развитию сети. Строятся продолжения второй («Вокзал» — «Домостроительный комбинат» с тремя станциями) и третьей линии (на юг «Лохути» — «Жануби» с четырьмя и на север «Шахристон» — «Тургун Мирзаев» с тремя станциями).

 

Опубликовано на сайте ЖДМ-online-Информационная служба журнала "Железные дороги мира"

http://www.css-mps.ru/zdm/10-2002/news/news0210-02.htm

Октябрь 2002 г.