Ташкентское Метро - Статьи - Надземное метро Ташкента: первый шаг к «городу для людей»?
Главная Фотоальбом Гостевая Ссылки

 

Надземное метро Ташкента: первый шаг к «городу для людей»?

 

В последний день лета в Ташкенте открылся первый сектор современного надземного метро. По этому поводу и в честь праздников горожан пригласили прокатиться в метро бесплатно — три дня новая ветка работала без необходимости оплачивать проезд.

Наш автор Максим Новицкий прокатился в новом вагоне от «конечки» до «конечки» и делится своими наблюдениями.

---------------------------------

Надземное метро жители Ташкента ждали давно — с осени 2016 года, когда президент заявил, что народ Узбекистана заслуживает безопасных и надёжных транспортных услуг. Тогда ещё слабо верилось, что такой проект можно осуществить, помня, сколько лет простояла недостроенной Юнусабадская линия подземного метро.

И вот прошло четыре года, и новенькие составы начали возить пассажиров от метро «Дустлик» (бывшей «Чкаловской») до базара «Куйлюк». Семь станций введено в эксплуатацию. Ну, что же, поехали смотреть!

Я сел на станции «3-Bekat» (массив «40 лет Победы»). С названиями станций пока путаница: на всех вывесках они значатся просто под порядковым номером («1-Bekat», «2-Bekat», «3-Bekat» и т. д.), но на выданном мне талончике ясно значилось «Tuzel». Будем считать это временным явлением.

Система входа следующая: купив билет, например, на станции «3-Bekat», вы сможете войти по нему только на станцию «3-Bekat» и только в тот же день. Купить сразу дюжину билетов и входить, где вздумается, не выйдет.

Турникеты современные, они считывают QR-код на талоне и пропускают вас внутрь. Сотрудники метро любезно помогают всем входящим, объясняют им, как действует система.

Попадаем внутрь. Наверх ведёт современный эскалатор, правда, про инклюзивность как всегда забыли.

Все станции, кроме «Dustlik-2» (она же «1-Bekat»), типовые, как две капли воды похожие одна на другую. Некоторые станции незначительно отличаются узором на потолке и скамейками. Станция «6-Bekat» находится на уровне земли.

Дизайн станций современный, они светлые, просторные и продуваемые, но в то же время в них не жарко. Летом хорошо, а вот зимой, полагаю, там будет довольно холодно.

На станциях есть урны для раздельного сбора мусора.

На каждой станции закреплены большие электронные часы, но почему-то нет ни табло отсчёта до следующего поезда (как это делают в Европе), ни даже привычного для нас табло советской системы, показывающего, сколько минут назад ушёл предыдущий поезд.

Новенькие поезда ходят с интервалом 8—10 минут.

Для входа в вагон предусмотрены специальные кнопки (как в Германии). Эти кнопки предназначены для экономии энергии — открываются лишь те двери состава, где пассажир нажал на кнопку. Срабатывают они как снаружи, так и изнутри. Однако в нашем случае все двери открываются сами собой, несмотря на кнопки. Удобно, но затратно.

Сами составы современные, кондиционированные, ничем не уступающие своим европейским собратьям (вероятно, там они и закуплены). Между вагонами нет дверей и переборок — вы можете свободно перемещаться из одного конца поезда в другой.

В вагонах есть электронное табло с указанием ближайшей станции прибытия и оставшихся впереди станций. Пока оно выглядит полупустым — станций всего семь.

В вагонах появились экраны с «Яндекс Метро» на узбекском и русском языках, помогающие ориентироваться в городе.

Поезд движется довольно мягко. Какого-то особого шума от движения состава я не заметил, хотя это лучше спросить у жителей окрестных домов.

Из окна открывается вид то на частный сектор, то на чьи-то балконы, то на пустыри и цеха бывшего ТАПОиЧа.

Станция «1-Bekat» отличается от остальных дизайном и расположением выходов. С неё можно перейти на станцию «Dustlik» Узбекистанской линии.

Переход этот вопреки бродившим по городу слухам не требует повторной покупки билета или жетона — вы просто спускаетесь на станцию «Dustlik». Повторного досмотра сумок тоже нет.

Качественное отличие надземного метро от подземного в том, что в первом, наконец-то, подумали и об инвалидах! На станциях есть лифты, а в первом вагоне с каждой стороны состава — специальные места для инвалидных колясок.

Это очень хорошее начинание. Современные виды общественного транспорта должны отвечать требованиям всех слоёв населения. Но, к сожалению, на двух открывшихся в тот же день новых станциях Юнусабадской линии ни лифтов, ни пандусов для инвалидов не предусмотрено.

В надземном метро, как и во всём городе, царит неразбериха с переводом табличек и надписей на общественных объектах. Все надписи то только на узбекском, то на узбекском и русском, а в некоторых случаях добавляется ещё и английский. Иногда на одной табличке одна часть только на узбекском, а другая продублирована. В общем, никакой систематизации.

Во время движения поезда все станции объявляются только на узбекском языке. Хотя, например, в новом метро Алматы все объявления, помимо казахского языка, делаются на русском и английском, что не может не радовать туристов и русскоговорящее население.

Подведу итог

---------------------------------

Метро — современный экологически чистый транспорт. С того момента, как убрали трамваи и троллейбусы, ввод в эксплуатацию первого отрезка «надземки» — это первый шаг к городу не для машин, а для людей, первый серьёзный плюс этого проекта.

То, что там подумали об удобствах инвалидов, — второй плюс.

Ну и третий плюс, он же главный, это возможность для тех граждан, у которых нет личного авто, перемещаться по городу на всё бóльшие расстояния, не переплачивая таксистам.

Все перечисленные выше «недоделки» и косяки незначительны. Всё это можно со временем исправить или улучшить. Ташкент ведь не так давно начал двигаться в новом непривычном для него направлении — становиться «городом для людей», где будет приятно жить и куда захочется возвращаться.

Текст: Максим Новицкий

Редактура: Дарина Солод

Фото: Максим Новицкий, Рахим Калыбаев для Hook.report

* * *

Опубликовано на сайте Hook-Report

10 сентября 2020 г.