В институте «Ташметропроект» завершено технико-экономическое обоснование
(ТЭО) третьей линии подземки. Документация передана строителям, которые уже
заложили первую шахту на улице Лахути, у станции «Айбек». Вскоре заказчик
– дирекция метрополитена – получит проект целиком.
Примета времени, в отличие от предыдущих проектов, ТЭО Юнусабадской линии
рождалось без завесы секретности. Работа параллельно велась над четырьмя
вариантами, которые вынесли на суд общественности. В письмах и газетных выступлениях
ташкентцы предложили коррективы, многие из которых оказались полезными. К
примеру, предполагаемая станция «Первомайская» перенесена от культурно-информационного
центра «Интурист» к окружному дому офицеров: так пассажирам удобнее добираться
в центр, к станциям пересадки. Повысится и загрузка станции.
Протяжённость Юнусабадской линии – чуть более 10 километров. На ней 8 станций,
пуск их пойдёт в три этапа, до 1998 года. В первый комплекс войдут станции
«Лахути», «Первомайская», «Алайский рынок». Второй комплекс – «Алайский рынок»,
имени Кирова (рядом с кинотеатром «Казахстан»), ВДНХ. Третья очередь – «Шахристанская»
(на пересечении улиц Энгельса и Гвардейской), имени Файзуллы Ходжаева (рядом
с юнусабадским универсамом), «Юнусабад» – близ Ташкентской окружной дороги.
Рядом с конечной станцией разместится электродепо.
Почему строят именно Юнусабадскую линию, а не, к примеру, Сергелийскую?
ТЭО отвечает на этот вопрос. По заключению Госплана и Госстроя СССР, на основе
детального исследовании экологической обстановки и грунтов сделан прогноз:
массив Юнусабад будет и дальше бурно расти. А главная транспортная артерия
– улица Энгельса – уже в скором будущем не сможет пропустить ни дополнительные
маршруты автобусов, ни тем более троллейбус. Выход один: метро. Спрашиваем
А. Закирова. главного инженера проекта, недавно избранного директором «Ташметропроекта»,
о дальнейших перспективах ташкентской подземки.
Предположительно будет продлена Юнусабадская линия. Её другой конец пойдет
к аэропорту и на Южный вокзал, возможно – до Сергели. К 2000 году, видимо,
завершится и продолжение Чиланзарской линии от станции Максима Горького к
тракторному заводу. Здесь появятся ещё четыре станции.
Тем временем, метростроители успешно трудятся на новом участке Узбекистанской
линии. Как они обещали, движение на отрезке «Навои» – «Гафура Гуляма» – «Чорсу»
начнётся 7 ноября будущего года. К концу пятилетки общая протяженность линий
Ташкентского метро составит 32 километра.
Л. Левин, корр. УзТАГ,
«Вечерний Ташкент»,
Октябрь 1988 г.