Считается, что работники Службы пути метрополитена в основном
заняты своим делом в ночное время, когда встали на отдых поезда
и выключено высокое напряжение на контактном рельсе. Вообще-то
так оно и есть. Но мне повезло встретить бригаду путейцев и днем
- на просторах электродепо "Чиланзар". Коллектив, возглавляемый
дорожным мастером Диером Расулевым, устанавливал металлический
брус за крестовиной стрелочного перевода. Тут же оказался начальник
службы пути Исламбек Адилбеков, посетивший депо по графику проверок.
Опытный дорожник остался доволен действиями бригады. И у нас
появилась возможность поговорить.
- Что такое метрополитен? - задал он вопрос. И тут же ответил:
- Городская подземная железная дорога. Обратите внимание, что
не какая-нибудь, а железная. Значит, рельсы, шпалы, стрелочные
переводы и все, что с ними связано (а это целый комплекс электронных
автоматических приборов и приспособлений), являются основой метро.
А значит, должны работать надежно, обеспечивая безопасное движение
электропоездов. Ведь вагоны метро, создавая вибрацию, трение
и давление на путях, изнашивают их со временем, и они нуждаются
в постоянном контроле, восстановлении и обновлении. Вот для этого
и создана наша Служба пути метрополитена.
Состоит она из дистанции пути, путеизмерительной дефектоскопной
станции и "скоротехнической помощи". На каждой линии
метрополитена задействован путевой участок ( в составе дистанции),
в котором работают 20-30 человек - обходчиков пути и контактного
рельса, монтеров пути. В их ведении 6-7 километров двухпутки.
Причем на наземных участках линий дежурство осуществляют монтеры
круглосуточно, а также подменные мастера по графику, а операторы
измерительной станции - всегда в боевой готовности. В результате
есть постоянная информация о содержании всей путевой сети. Замеры
состояния и габаритов рельсов и стрелочных переводов в основном
производятся путеизмерительными ультразвуковыми тележками и шаблонами
в ночное время. По результатам проверок составляются акты и план
мероприятий по устранению выявленных отклонений от норм содержания
пути. И в зависимости от важности объекта определяются сроки
работ. Если вскрытые неисправности могут повлиять на безопасность
движения, то они устраняются немедленно.
Раз в месяц дорожные мастера сами осматривают устройства вверенного
им путевого хозяйства. Им в этом помогают и данные оператора
вагона-путеизмерителя Шукура Насритдинова. Затем составляются
планы проведения профилактического ремонта на участках...…
Например, бригада Виталия Пака осуществила только за одну ночь
перешивку пути по шаблону на станции им.Хамида Алимджана, коллектив
бригадира Петра Барыкина выправил пути по уровню электрошпалоподбойками
на стрелочном переводе № 11 у станции им.Чкалова. Все это ребята
из коллективов старших дорожных мастеров Равшана Гафурова и Азима
Файзуллаева. А вот на Юнусабадской линии в ту же ночь монтеры
К.Джуманов, А.Абдуллаев и Ю.Кадыров старшего дорожного мастера
Геннадия Волкова произвели работы по выправке и шлифовке сварочных
стыков контактного рельса. И так каждую ночь - каждая бригада
в деле. О выполненных работах донесения ежедневно поступают на
стол начальника дистанции Анатолия Тамбовцева. Есть работа и
днем, как у ребят дорожного мастера Диера Расулева.
А если подсчитать, что же сделано подразделениями службы за минувший
год, то получается довольно впечатляющая картина: тут и перешивка
пути по шаблону, и выправка его по уровню - а это более 6 тысяч
концов шпал, 13 тысяч погонных метров регулировки и разгонки
зазоров, переборка более 900 узлов подвески контактного рельса.
Итог очевиден: состояние путей, контактного рельса и стрелочных
переводов получило высокий балл при оценке компетентной комиссией.
Это же в свою очередь гарантирует скоростное (80 км в час) и
безопасное движение электропоездов по всем действующим линиям
метро.
Под руководством Исламбека Адилбекова, опытнейшего путейца и
экономиста, разработан "Прогноз выполнения объемов текущего
и капитального ремонта и обновления путевого хозяйства на 2004-2015
годы". Им предусматривается замена в течение этого периода
71 километра рельсов, более 12 тысяч шпал, более 7 тысяч погонных
метров защитного короба контактного рельса и многое другое.
Знакомясь с коллективами подразделений службы пути, воочию убедился
в их высоком профессионализме. Это подлинные “терапевты” путевого
хозяйства Ташкентского метрополитена, обеспечивающие его жизнеспособность
и дальнейшее развитие, а значит, безопасные и комфортные поездки
на самом скоростном столичном транспорте.
Борис Палацкий.
* * *
Источник – Социально-экономическая и общественно-политическая
газета Республики Узбекистан
http://www.pv.uz/?inc=3&snd=2&news=249
11 января 2005 г. 15:06