Ташкентское Метро - Статьи - Они построят метро
Главная Фотоальбом Гостевая Ссылки

 

Они построят метро

Открыть оригинал (366 Кб)

О метрополитене ташкентцы мечтали давно. Сейчас мечта эта сбывается: метро строится, через шесть лет его первый двенадцатикилометровый радиус свяжет Чиланзар со сквером Октябрьской революции.

Это строительство - особенное. Начавшись однажды, оно, судя по опыту Москвы, Ленинграда, Киева и других городов, не будет иметь конца. Сначала сооружается первая очередь, затем - вторая, третья, четвёртая... В сложнейшем механизме, каким является коммунальное хозяйство современного города с миллионным населением, метрополитену принадлежит важная роль. Ибо не создано, не изобретено пока для большого города пассажирского транспорта более удобного, чем этот. Став частью городского хозяйства, быстро превратившись в становой хребет его транспортной системы, метро развивается, совершенствуется, растёт вместе с городом, и у этого поступательного движения вперёд, естественно, не может быть конца.

Пока объявлено о строительстве первой очереди. Несомненно, что трасса Чиланзар - сквер Октябрьской революции станет частью разветвлённой сети Ташкентского метрополитена, и его услугами в недалёком будущем сможет воспользоваться житель любого района узбекской столицы.

О том, как пройдёт первая очередь метро в Ташкенте, "Правда Востока" уже сообщала читателям. С тех пор прошло уже более двух лет. За это время специалисты московского института "Метрогипротранс", взявшего на себя функцию генерального проектировщика, провели детальные изыскания, выявили всю специфику местных условий - сейсмичность района, характер грунтов, уровень залегания грунтовых вод. Естественно, что в первоначальные разработки внесены необходимые коррективы.

Сейчас в Ташкент поступают первые рабочие чертежи. Впереди у туннельного отряда № 2 Главтуннельметростроя - горячие дни, горячие годы. На базе этого отряда развернёт свою деятельность многотысячное управление "Ташметрострой". К слову, в отделе кадров отряда скопилось полторы тысячи заявлений. Люди со всех концов страны хотят строить метро в Ташкенте.

Итак, первая очередь "подземки": Чиланзар - сквер Октябрьской революции. Этот двенадцатикилометровый участок будет целиком подземным и включит в себя восемь перегонов и девять станций. Станции - Дустлик (близ кольца трамвая № 18 по проспекту Дружбы народов), Фархадская, Сабира Рахимова, Мукими (на пересечении проспекта соответственно с улицами Фархадская, Волгоградская и Мукими), Парк культуры, Комсомольская, Пахтакор (рядом с дворцом Искусств), площадь имени Ленина и сквер Октябрьской революции.

Несколько вопросов начальнику туннельного отряда № 2, метростроевцу с 1933 года, заслуженному строителю Узбекской ССР Павлу Васильевичу Канищеву.

- Павел Васильевич, как Вы собираетесь вести работы?

- От станции Дустлик - там же будет и депо - первые шесть километров метро намечено строить открытым способом. Поясню, что это такое. Экскаваторы роют глубокую траншею. В ней возводятся две трубы из железобетона для поездов - левая и правая. Затем - обратная засыпка. Это дешевле, чем вести щитовую проходку туннелей, - дешевле разумеется, до определённой глубины траншеи. Но сопряжено с некоторыми неудобствами: перенос подземных коммуникаций обойдётся в 11 миллионов рублей, открытые разработки грунта станут источником запылённости воздуха. Но, повторяю, это дешевле, и мы должны прислушиваться к рекомендациям экономистов.

Вторая половина трассы - до сквера Октябрьской революции - будет сооружена сугубо метростроевскими методами, при помощи механизированных проходческих щитов и блокоукладочных комплексов. Применим, конечно, новейшую технику. Если в первые годы существования отряда на туннелях железной дороги Абакан - Тайшет наши бригады установили рекорд щитовой проходки - 54 метра в месяц, то спустя несколько лет на Ангренском обводном туннеле этот рекорд наши же ребята довели до 63 метров в месяц. Не сомневаюсь, что здесь в Ташкенте, он будет превзойдён.

- Отряд передислоцировался из Ангрена полностью?

- Пока нет. Горисполком обещает нам в четвёртом квартале сто квартир. Это поможет собрать в кулак все наличные силы.

- Задачи на ближайшее время?

К пятидесятилетию Узбекской ССР мы должны сдать три станции. Думаю, что ими будут станции Дустлик, Фархадская и Сабира Рахимова. Значит, с этого участка трассы и начнём. В будущем году начнём проходку двух шахт у станции имени Ленина в центре города. В первую очередь оформим шесть строительных площадок. Каждая из них включит в себя горный комплекс, мастерские, склады, прорабскую, душевую.

...Вспоминаю боевую работу метростроевцев в Ангрене, где в сложных условиях был пробит туннель, по которому воды реки Ангрен в начале этого года устремились в обход пятидесятиметрового угольного пласта. Вспоминаю бригадиров проходчиков Леонида Усачёва, Виктора Киселёва, Николая Мартынова, сделанную ими с помощью главного механика отряда Марка Владимировича Мельника передвижную металлическую опалубку, которая давала очень чистую поверхность бетонной облицовки. Эта самоходная машина сберегла сто тысяч рублей.

Припомнился разговор с Николаем Мартыновым:

- Что Вам в Ангрене запомнилось больше всего?

- Участок второго ствола. Шли переменные грунты и случился обвал. Пришлось напрячься. И левый забой третьего ствола запомнился - из-за обводнённости. Замучила вода. И ребята запомнились - их старание, доброта, порядочность. С ними хорошо можно работать.

- Теперь Вы в Ташкент поедете. Нравится кочевая жизнь?

- Да. Когда много ездишь, много видишь, и острее чувствуется, как велика страна, в которой живёшь. И приятно оставлять после себя такие вещи (жест вперёд и назад, где в туннеле пропадала строчка блёклых огней).

- А не надоедают туннели?

- Что Вы, они везде разные.

Мнение Мартынова поддерживает главный механик отряда Марк Владимирович Мельник. Туннели тем и интересны, что всегда разные. Меняются пласты, породы, виды крепления. При проходке что ни день, то сюрприз. Поэтому особую ценность имеет опыт людей, работающих в отряде от самого Абакана, их способность быстро ориентироваться и быстро действовать в критических ситуациях. Костяк отряда как раз из таких людей.

...В Ташкент прибыли мастера своего дела. Этот костяк обрастёт мускулами уже на месте. Ташкент получил прекрасный рабочий коллектив. Желаем ему успеха в нелёгком и почётном деле.

Чиланзарцы успели обратить внимание на большую букву "М" в тюбинговом чугунном кольце. Эта эмблема метростроевцев появилась на пересечении улиц Волгоградской и Дружбы народов. Скоро эти буквы загорятся над многими строительными площадками, а затем и над готовыми станциями метро.

С. Татур

«Правда Востока»,

1971 г.