Открыть оригинал (366 Кб)
О метрополитене ташкентцы мечтали давно. Сейчас мечта эта сбывается: метро строится,
через шесть лет его первый двенадцатикилометровый радиус свяжет Чиланзар со сквером
Октябрьской революции.
Это строительство - особенное. Начавшись однажды, оно, судя по опыту Москвы, Ленинграда,
Киева и других городов, не будет иметь конца. Сначала сооружается первая очередь, затем -
вторая, третья, четвёртая... В сложнейшем механизме, каким является коммунальное хозяйство
современного города с миллионным населением, метрополитену принадлежит важная роль. Ибо не
создано, не изобретено пока для большого города пассажирского транспорта более удобного,
чем этот. Став частью городского хозяйства, быстро превратившись в становой хребет его
транспортной системы, метро развивается, совершенствуется, растёт вместе с городом, и у
этого поступательного движения вперёд, естественно, не может быть конца.
Пока объявлено о строительстве первой очереди. Несомненно, что трасса Чиланзар - сквер
Октябрьской революции станет частью разветвлённой сети Ташкентского метрополитена, и
его услугами в недалёком будущем сможет воспользоваться житель любого района узбекской столицы.
О том, как пройдёт первая очередь метро в Ташкенте, "Правда Востока" уже сообщала читателям.
С тех пор прошло уже более двух лет. За это время специалисты московского института "Метрогипротранс",
взявшего на себя функцию генерального проектировщика, провели детальные изыскания, выявили всю
специфику местных условий - сейсмичность района, характер грунтов, уровень залегания грунтовых вод.
Естественно, что в первоначальные разработки внесены необходимые коррективы.
Сейчас в Ташкент поступают первые рабочие чертежи. Впереди у туннельного отряда № 2
Главтуннельметростроя - горячие дни, горячие годы. На базе этого отряда развернёт свою деятельность
многотысячное управление "Ташметрострой". К слову, в отделе кадров отряда скопилось полторы тысячи
заявлений. Люди со всех концов страны хотят строить метро в Ташкенте.
Итак, первая очередь "подземки": Чиланзар - сквер Октябрьской революции. Этот двенадцатикилометровый
участок будет целиком подземным и включит в себя восемь перегонов и девять станций. Станции - Дустлик
(близ кольца трамвая № 18 по проспекту Дружбы народов), Фархадская, Сабира Рахимова, Мукими (на
пересечении проспекта соответственно с улицами Фархадская, Волгоградская и Мукими), Парк культуры,
Комсомольская, Пахтакор (рядом с дворцом Искусств), площадь имени Ленина и сквер Октябрьской революции.
Несколько вопросов начальнику туннельного отряда № 2, метростроевцу с 1933 года, заслуженному строителю
Узбекской ССР Павлу Васильевичу Канищеву.
- Павел Васильевич, как Вы собираетесь вести работы?
- От станции Дустлик - там же будет и депо - первые шесть километров метро намечено строить открытым
способом. Поясню, что это такое. Экскаваторы роют глубокую траншею. В ней возводятся две трубы из
железобетона для поездов - левая и правая. Затем - обратная засыпка. Это дешевле, чем вести щитовую проходку
туннелей, - дешевле разумеется, до определённой глубины траншеи. Но сопряжено с некоторыми неудобствами:
перенос подземных коммуникаций обойдётся в 11 миллионов рублей, открытые разработки грунта станут источником
запылённости воздуха. Но, повторяю, это дешевле, и мы должны прислушиваться к рекомендациям экономистов.
Вторая половина трассы - до сквера Октябрьской революции - будет сооружена сугубо метростроевскими методами,
при помощи механизированных проходческих щитов и блокоукладочных комплексов. Применим, конечно, новейшую
технику. Если в первые годы существования отряда на туннелях железной дороги Абакан - Тайшет наши бригады
установили рекорд щитовой проходки - 54 метра в месяц, то спустя несколько лет на Ангренском обводном туннеле
этот рекорд наши же ребята довели до 63 метров в месяц. Не сомневаюсь, что здесь в Ташкенте, он будет
превзойдён.
- Отряд передислоцировался из Ангрена полностью?
- Пока нет. Горисполком обещает нам в четвёртом квартале сто квартир. Это поможет собрать в кулак все
наличные силы.
- Задачи на ближайшее время?
К пятидесятилетию Узбекской ССР мы должны сдать три станции. Думаю, что ими будут станции Дустлик,
Фархадская и Сабира Рахимова. Значит, с этого участка трассы и начнём. В будущем году начнём проходку двух шахт
у станции имени Ленина в центре города. В первую очередь оформим шесть строительных площадок. Каждая из них
включит в себя горный комплекс, мастерские, склады, прорабскую, душевую.
...Вспоминаю боевую работу метростроевцев в Ангрене, где в сложных условиях был пробит туннель, по которому
воды реки Ангрен в начале этого года устремились в обход пятидесятиметрового угольного пласта. Вспоминаю
бригадиров проходчиков Леонида Усачёва, Виктора Киселёва, Николая Мартынова, сделанную ими с помощью главного
механика отряда Марка Владимировича Мельника передвижную металлическую опалубку, которая давала очень чистую
поверхность бетонной облицовки. Эта самоходная машина сберегла сто тысяч рублей.
Припомнился разговор с Николаем Мартыновым:
- Что Вам в Ангрене запомнилось больше всего?
- Участок второго ствола. Шли переменные грунты и случился обвал. Пришлось напрячься. И левый забой
третьего ствола запомнился - из-за обводнённости. Замучила вода. И ребята запомнились - их старание, доброта,
порядочность. С ними хорошо можно работать.
- Теперь Вы в Ташкент поедете. Нравится кочевая жизнь?
- Да. Когда много ездишь, много видишь, и острее чувствуется, как велика страна, в которой живёшь. И приятно
оставлять после себя такие вещи (жест вперёд и назад, где в туннеле пропадала строчка блёклых огней).
- А не надоедают туннели?
- Что Вы, они везде разные.
Мнение Мартынова поддерживает главный механик отряда Марк Владимирович Мельник. Туннели тем и интересны, что
всегда разные. Меняются пласты, породы, виды крепления. При проходке что ни день, то сюрприз. Поэтому особую
ценность имеет опыт людей, работающих в отряде от самого Абакана, их способность быстро ориентироваться и быстро
действовать в критических ситуациях. Костяк отряда как раз из таких людей.
...В Ташкент прибыли мастера своего дела. Этот костяк обрастёт мускулами уже на месте. Ташкент получил
прекрасный рабочий коллектив. Желаем ему успеха в нелёгком и почётном деле.
Чиланзарцы успели обратить внимание на большую букву "М" в тюбинговом чугунном кольце. Эта эмблема
метростроевцев появилась на пересечении улиц Волгоградской и Дружбы народов. Скоро эти буквы загорятся над
многими строительными площадками, а затем и над готовыми станциями метро.
С. Татур
«Правда Востока»,
1971 г.