Главная Фотоальбом Гостевая Ссылки

 

Подземное пространство Ташкента

 

Рост крупных городов в условиях научно-технического прогресса выдвинул проблему рационального использования городских территорий. Не случайно архитекторы, строители, экономисты, демографы, социологи всё чаще и чаще обращаются к теме освоения подземного пространства.

Недавно секция архитектуры транспортных и инженерных сооружении Союза архитекторов Узбекистана организовала творческое обсуждение проблемы комплексного использования подземного пространства городов и экономической оценки застраиваемых населенных пунктов. Этому были посвящены выступления научных сотрудников Института экономики строительства Госстроя СССР, кандидатов экономических наук А. Мегединова и С. Кабаковой.

По мнению специалистов, для городов нашей республики с ограниченными территориальными возможностями, вытекающими из сохранения площадей для хлопководства, садов и виноградников, важно наиболее интенсивное освоение свободных площадей в границах города. Особенно это актуально для Ташкента с полуторамиллионным населением и большими транспортными потоками. Специфика четвертого климатического пояса, в котором располагается столица Узбекистана, требует тщательно разрабатывать планировку и застройку города с учетом ее подземного пространства.

Зарубежная и отечественная практика показывает, что под землей можно с успехом разместить автобазы, трамвайные депо, трансформаторные подстанции, индивидуальные гаражи, газобензохранилища, материальные склады, другие коммунальные службы. Они не только загромождают город, но и явно портят его «лицо». Очевидно, целесообразно сооружать под землей и промышленные предприятия, например, радиоэлектроники и связи, не переносящих вибрацию и шум.

По существу, речь идет о строительстве подземных этажей города, больших подземных дворцов, которые примут на себя значительные нагрузки в обеспечении города, позволят высвободить его площади на поверхности. В свою очередь это даст возможность создавать новые зоны отдыха, сады, парки, водоемы. Человеку станет легче дышать, приятнее ходить по городу. Улучшится соответственно состояние воздушного и водного бассейнов.

Проблему подземной урбанизации Ташкента в значительней степени поможет решить метрополитен. Уже сейчас градостроители думают о том, как в комплексе со станциями метро разместись торговые и небольшие зрелищные залы, пункты бытового обслуживания. Во всех строящихся подземных улицах, связанных с метро, и к переходах под площадями города намечается создать широкую сеть торговых и культурно-бытовых объектов. Строительство таких предприятии рядом с магистральными перекрестками, в местах наибольшего скопления люден позволит скорректировать ныне действующую трехступенчатую систему обслуживания населения. Тогда торговые предприятия смогли бы работать больше по системе заказов. На самом деле, как удобно утром, перед посадкой в голубые экспрессы, в одном из торговых пунктов, расположенных здесь же, под землей, заказать на вечер продукты первой необходимости: хлеб, сахар, фрукты, овощи. А вечером, возвращаясь домой, получить их в упакованном виде.

В проектах ташкентских метростроевцев – прекрасные комфортабельные станции с кондиционированным воздухом, светящимися сводами н стенами, украшенными национальным орнаментом. Все здесь будет радовать глаз человека. В знойные дни горожане с удовольствием спустятся в эти прохладные подземные дворцы. А как было бы хорошо, если они приходили сюда не только, чтобы умчаться в электричке в нужный ему район города, но и сделать покупки, посмотреть фильмы.

Конечно, художественная организация подземного пространства городов – проблема сложная. Она вызывает еще много споров, немало будет вариантов ее решения. Но ясно одно: это важный, актуальный вопрос современного градостроительства.

В. Барбарунова

«Правда Востока»,

3 сентября 1974 г.

 




Хостинг от uCoz