Рост крупных городов в условиях научно-технического прогресса
выдвинул проблему рационального использования городских территорий. Не случайно
архитекторы, строители, экономисты, демографы, социологи всё чаще и чаще обращаются
к теме освоения подземного пространства.
Недавно секция архитектуры транспортных и инженерных сооружении Союза архитекторов
Узбекистана организовала творческое обсуждение проблемы комплексного использования
подземного пространства городов и экономической оценки застраиваемых населенных
пунктов. Этому были посвящены выступления научных сотрудников Института экономики
строительства Госстроя СССР, кандидатов экономических наук А. Мегединова
и С. Кабаковой.
По мнению специалистов, для городов нашей республики с ограниченными территориальными
возможностями, вытекающими из сохранения площадей для хлопководства, садов
и виноградников, важно наиболее интенсивное освоение свободных площадей в
границах города. Особенно это актуально для Ташкента с полуторамиллионным
населением и большими транспортными потоками. Специфика четвертого климатического
пояса, в котором располагается столица Узбекистана, требует тщательно разрабатывать
планировку и застройку города с учетом ее подземного пространства.
Зарубежная и отечественная практика показывает, что под землей можно с успехом
разместить автобазы, трамвайные депо, трансформаторные подстанции, индивидуальные
гаражи, газобензохранилища, материальные склады, другие коммунальные службы.
Они не только загромождают город, но и явно портят его «лицо». Очевидно,
целесообразно сооружать под землей и промышленные предприятия, например,
радиоэлектроники и связи, не переносящих вибрацию и шум.
По существу, речь идет о строительстве подземных этажей города, больших
подземных дворцов, которые примут на себя значительные нагрузки в обеспечении
города, позволят высвободить его площади на поверхности. В свою очередь это
даст возможность создавать новые зоны отдыха, сады, парки, водоемы. Человеку
станет легче дышать, приятнее ходить по городу. Улучшится соответственно
состояние воздушного и водного бассейнов.
Проблему подземной урбанизации Ташкента в значительней степени поможет решить
метрополитен. Уже сейчас градостроители думают о том, как в комплексе со
станциями метро разместись торговые и небольшие зрелищные залы, пункты бытового
обслуживания. Во всех строящихся подземных улицах, связанных с метро, и к
переходах под площадями города намечается создать широкую сеть торговых и
культурно-бытовых объектов. Строительство таких предприятии рядом с магистральными
перекрестками, в местах наибольшего скопления люден позволит скорректировать
ныне действующую трехступенчатую систему обслуживания населения. Тогда торговые
предприятия смогли бы работать больше по системе заказов. На самом деле,
как удобно утром, перед посадкой в голубые экспрессы, в одном из торговых
пунктов, расположенных здесь же, под землей, заказать на вечер продукты первой
необходимости: хлеб, сахар, фрукты, овощи. А вечером, возвращаясь домой,
получить их в упакованном виде.
В проектах ташкентских метростроевцев – прекрасные комфортабельные станции
с кондиционированным воздухом, светящимися сводами н стенами, украшенными
национальным орнаментом. Все здесь будет радовать глаз человека. В знойные
дни горожане с удовольствием спустятся в эти прохладные подземные дворцы.
А как было бы хорошо, если они приходили сюда не только, чтобы умчаться в
электричке в нужный ему район города, но и сделать покупки, посмотреть фильмы.
Конечно, художественная организация подземного пространства городов – проблема
сложная. Она вызывает еще много споров, немало будет вариантов ее решения.
Но ясно одно: это важный, актуальный вопрос современного градостроительства.
В. Барбарунова
«Правда Востока»,
3 сентября 1974 г.