Как уже сообщалось, принято постановление Кабинета Министров "Концепция
развития городского пассажирского транспорта в Республике Узбекистан в 2000-2005
годах", а также программа мер для его реализации. Намеченные перспективные
направления призваны обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей
граждан в услугах городского пассажирского транспорта, осуществление единой
политики и развитие рыночных отношений в этой важной экономической сфере.
В частности, в постановлении определены пути развития Ташкентского метрополитена.
Стремительное развитие нашей столицы неожиданным образом отразилось на работе
ташкентского метро. Отметившее недавно свое двадцатилетие, оно по-прежнему
остается самым безопасным, скоростным и комфортабельным видом городского
транспорта. Но, как сообщили в управлении Ташкентского метрополитена, прошлый
год оно завершило с убытками. Причину этого его руководство видит в уменьшении
количества пассажиров - сказывается конкуренция со стороны наземных видов
транспорта.
Действительно, двух линий метрополитена для такого мегаполиса, как Ташкент,
сегодня явно недостаточно. Город строится, и новые жилые массивы все чаще
возводятся вдали от станций метро. К тому же многие ташкентцы, которым приходится
добираться до работы с пересадками, считают, что стоимост проезда слишком
высока. Есть немало и других проблем.
Поэтому жизнь заставляет ташкентское метро находиться в постоянном развитии.
Уже в будущем году планируется сдать в эксплуатацию первые шесть станций
Юнусабадской линии, которая свяжет центр столицы с одним из крупных жилых
и промышленных районов города, а в дальнейшем с Южным вокзалом. Полностью
- в соответствии с концепцией - трасса начнет действовать в 2003 году.
Что касается оборудования, то метрополитеновцы ведут активные поиски иностранных
партнеров. Предложения о сотрудничестве уже поступили от Японии, Китая, России,
Германии и Чехии. Наиболее предпочтительные из них сделала китайская сторона,
готовая инвестировать развитие Ташкентского метро и предоставить кредиты
на выгодных для Узбекистана условиях. Поэтому весьма вероятно, что четвертая
линия метро - Южный вокзал - Сергели, которая пока только проектируется,
будет оснащена китайским оборудованием. В перспективе также намечается строительство
кольцевой линии столичного метро.
Пока же для повышения рентабельности метрополитеновцы работают над снижением
эксплуатационных расходов. Делается это несколькими путями, первый из которых
- изготовление запасных частей собственными силами. Уже сейчас в ремонтных
подразделениях метрополитена изготавливают тормозные колодки, с промышленными
предприятиями заключены договоры о сотрудничестве.
Строятся также ремонтные и производственные цеха, в которых будет производится
до 400 наименований запасных частей. Предполагается и внедрение менее трудоемких
технологий, которые позволят высвободить часть персонала и направить его
на другие участки.
С нынешнего года приступило к работе рекламно-информационное агентство,
учрежденное ассоциацией Ташгорпасстранс, в которую входит и метрополитен.
Это агентство будет изготавливать и размещать рекламную продукцию в вагонах
и на станциях, что, как рассчитывают в управлении метрополитена, станет еще
одной статьей дохода. На станции "Чиланзар" установлены мониторы,
с помощью которых пассажиры получают разнообразную информацию. В этих программах
предполагается использовать рекламные, музыкальные ролики, передавать разнообразные
сообщения. Готовится к широкому использованию еще одно новшество - магнитные
карточки на 20, 40 и 60 поездок по льготному тарифу.
В Ташкентском метрополитене надеются, что все эти меры обеспечат высокий
уровень обслуживания пассажиров.
Информационный центр Аппарата Президента Республики Узбекистан
1999 год.
http://jahon.mfa.uz/News/2000/02/prs0302.html