Для столицы Узбекистана с ее почти 2,5-миллионным населением
и жарким среднеазиатским климатом наиболее удобным и комфортным
видом скоростного транспорта, несомненно, является метрополитен.
История Ташкентского метро насчитывает всего три десятилетия
- его строительство было предусмотрено генеральным планом
восстановления города после разрушительного землетрясения
1966 года. С этой целью в 1972 году на базе Метрогипротранса
был создан институт Ташметропроект, ныне - «Метролойиха».
Ташкентский метрополитен - первый опыт создания скоростного
подземного транспорта в условиях высокосейсмичного среднеазиатского
региона. Сеть его состоит из трех линий - Чиланзарской, Узбекистанской
и Юнусабадской, которые охватывают все крупнейшие жилые и
промышленные районы города. Общая протяженность линий составляет
38,25 км и насчитывает 29 станций.
Самая молодая линия Ташкентского метро - Юнусабадская - должна
связать крупный жилой массив Юнусабад с административно-культурным
центром столицы и другими районами города. Она начинается
станцией «Минг Урик», которая вместе со станцией «Юнус Ражабий»
завершила центральный пересадочный узел, связавший в единую
транспортную сеть все три линии метрополитена. Теперь подземным
скоростным транспортом обеспечены жилые районы Чиланзар,
Юнусабад, кварталы Старого города, массив Каракамыш, крупнейшие
промзоны, железнодорожные узлы и станции, зоны отдыха и спорта,
основные административно-культурные и научные центры города.
Первый участок Юнусабадской линии - от станции «МингУрик»
до станции Хабиба Абдуллаева (всего шесть станций) - был
сдан в эксплуатацию к 10-летию независимости Республики Узбекистан.
Трасса проходит в сложных инженерно-геологических и градостроительных
условиях. При ее прокладке приходится пересекать инженерные
коммуникации больших диаметров, каналы, железную дорогу,
сооружать тоннели под озером, объектами Аквапарка, крупными
спортивными комплексами, зданиями радио- и телецентра и даже
под действующими линиями метро без изменения графика движения.
Непростая задача - возведение станций на центральных улицах
города с габаритами 45-50 метров.
Учитывая то, что трасса прокладывается в зоне с высокой сейсмичностью,
в строительстве используются конструкции с жесткими узлами
сопряжения элементов в уровне перекрытия и лотка, а также
с устройством деформационных швов. Это позволяет получить
жестко-податливое протяженное подземное сооружение, способное
воспринимать действие сейсмических сил и одновременно взаимодействовать
с грунтовым массивом. На этой линии впервые применены новые
расчетные схемы лотков и колонных балок трехпролетной станции,
цельносекционная обделка при сооружении притоннельных объектов,
сооружена односводчатая станция в монолитном железобетоне.
В проекте Юнусабадской линии заложены оригинальные, прогрессивные
решения, в частности новые объемно-планировочные решения
станционных сооружений с минимальным использованием подземного
пространства (размещение подземных гаражей, торгового комплекса,
технологических помещений над конструкциями станций «Минг
Урик», «Юнус Ражабий», «Абдулла Кодирий», совмещение вестибюля
станции «Минор» с Инженерным корпусом линии). Новым словом
стало решение пересадок станций «Минг Урик» - «Айбек» и «Юнус
Ражабий» - «Амир Темур Хиебони» по оси платформ через пересадочные
тоннели. Применены новые конструкции станций: «Абдулла Кодирий»
с девятиметровым шагом колонн, одноколонная станция «Минор»,
двухплатформенная станция Х.Абдуллаева. Интересно решена
трехуровневая транспортная развязка - станция метро «А.Кодирий»
-транспортная развязка - ул.А.Темура. Использование при сооружении
Юнусабадской линии железобетонной водонепроницаемой обделки
тоннелей диаметром 5,5 м и способа соединения тюбинговых
блоков, исключающего трудоемкое болтовое соединение с накладками,
позволило сэкономить более $3 млн. Кроме того, здесь применены
очень экономичные насосы FLUGT и вентиляторы TAF.
* * *
Опубликовано на сайте "Архитектура, Строительство,
Дизайн» Журнал Международной Ассоциации Союзов Архитекторов.
http://www.archjournal.ru/rus/02%2030%202003/unusabadskayalineintashkent.htm
№ 02 (30) 2003 г.