Первые конструкции кондиционеров для кабины поезда метро были разработаны
в 1970-е годы для изготовителя поездов - Мытищинского машиностроительного
завода. В 1980-е годы образцы прошли «обкатку» в Ташкентском метро. Особые
требования:
1) температура воздуха, направляемого в кабину машиниста, должна изменяться
безынерционно от пониженной до повышенной и обратно («лето» - «зима» - «лето»)
с учетом того, что поезд в своем движении по трассе оказывается поочередно
то в зоне с умеренной температурой - под землей, то с повышенной или пониженной
температурой – при выходе на поверхность;
2) при питании кондиционера сжатым воздухом из объединенной пневмосистемы
(всех вагонов поезда) качество воздуха, подаваемого в кабину, должно соответствовать
санитарным нормам.
В кондиционере - трехступенчатое или двухступенчатое расширение сжатого
воздуха в последовательно соединенных «пластинчато-ребристых ВТ (вихревых
труб) Азарова». Холодный поток из ВТ каждой ступени пропускают через теплообменник,
а затем
подают на последующее расширение в очередную ступень. «Холодные» теплообменники
трех ступеней размещены в «холодной» ветви воздуховода, а «горячее» пластинчатое
оребрение камер вихревого энергоразделения – в «горячей» ветви.
Перед подачей в кабину чистый воздух продувают вентилятором через обе ветви
воздуховода, а положением заслонки задают соотношение расходов воздушных
потоков в двух ветвях. В зависимости от положения двухпозиционного переключателя
в кабину направляют либо охлажденный, либо нагретый поток. Положение переключателя
может быть изменено за доли секунды, поэтому кондиционер практически безынерционен
в работе.
* * *
"Демиург N 1 2007 г." - Вестник Академии Технического
Творчества
http://att-vesti.narod.ru/J23-2.HTM
2007 г.