"Поспешай, не торопясь" - видно, этой
поговорке следуют строители третьей,
Юнусабадской линии Ташкентского метрополитена:
работы ведутся круглосуточно, но с высоким
качеством. Метростроевцы уверены, что накануне
празднования Дня независимости Узбекистана
будет пущен первый поезд.
К этой знаменательной дате намечено
завершить сооружение первой очереди новой линии
протяженностью 7,61 километра - от станции "Минг
урик" через "Юнус Раджабий", "Аблулла Кадыри", "
Минор", "Бадамзор" до станции "Хабиб
Абдуллаев".
Поочередно и ежедневно на каждом из
этих сооружений проводятся выездные заседания
оперативного штаба. В его составе, кроме
руководителей треста "Тошметрокурилиш" и его подразделений, в
частности тоннельного отряда №
2, первого и второго строительно-монтажных
управлений, труженики которых несут здесь
главную нагрузку, участвуют представители
множества подрядных организаций:"
Узэлектромонтаж", "Промвентиляция","
Ташсантехгазмонтаж", "Метроспецстрой", "Ташгорпасспранс",
автобаз, управлений
механизации, производственно-технической
комплектации... Всех не перечислить.
В день знакомства с ходом
строительства заседание штаба, постоянный
председатель которого первый заместитель хокима
столицы Р. Файзуллаев, проводилось на станции"
Хабиб Абдуллаев". Внимательно были осмотрены
все участки объекта, обсуждены возникающие
проблемы. А без них не бывает большого дела, тем более такого масштабного.
Да и нашему
государству приходится нелегко в этот сложный,
переходный к рыночной экономике период. Но
благодаря пристальному вниманию главы нашего
государства Ислама Каримова строительство
метрополитена в Ташкенте идет успешно. А сколько
автобусов, трамваем удастся высвободить на
другие маршруты с направления на массив
Юнусабад, где проживает около 170 тысяч человек...
Но спустимся под землю. Почти все
метростроевцы - молодые ребята. Конечно,
уставшие, но не унывающие. Чисто, не допуская
зазоров между облицовочными плитами, не спеша, но
уверенно работают отделочники. Примечательные
факты: на станции, названной в честь выдающегося
узбекского ученого и геологоразведчика Х.
Абдуллаева, будет создан своеобразный
геологический музей. В фойе пассажиры смогут
познакомиться с геологической мозаичной
картой-панно Узбекистана из самоцветов, которую
готовят работники Госкомгеологии, с уникальными находками разведчиков
наших богатых недр. А облицовка стен делается в основном из травертина.
- Плиты из этого светло-бежевого
отделочного камня пользуются высоким спросом во
многих странах, - рассказывает начальник отдела
строительства ассоциации "Ташгорпасстранс" А.
Ташпулатов. - Найден он был у нас в Чустском
районе Наманганской области. У итальянцев
закупили линию по распилке, и теперь используем
травертин для облицовки станций и зданий. Вот
сегодня завезли последнюю партию плит - 300 квадратных метров. А всего
в этом подземном
дворце будет облицовано мрамором и отделочным
камнем более 12 тысяч квадратных метров. Осталось
немного.
...А теперь двинемся к скверу Амира
Темура. В автобусе, проезжая над метротрассой,
мысленно представляешь, сколько же труда
понадобилось, чтобы преодолеть этот путь под
землей. А начали его еще в 1995 году. Каждая станция,
как и все ташкентские подземные дворцы,
уникальна. Оригинальные проектные и
архитектурные решения воплощаются и на
сооружении станций "Абдулла Кадыри", "Минор","
Бадамзор". Но особенно сложными в практике
строительства подземных магистралей, а точнее,
подземных городков, будут всегда вспоминаться
нашим метростроевцам узловые "Минг урик" и,
конечно, "Юнус Раджабий"...
- Надо отметить, - рассказывает
начальник строительно-монтажного управления № 2 "Тошметрокурилиш" А.
Криволапов, - что эта станция самая глубокая из
всех ташкентских - 24 метра, а это, для сравнения,
почти 9-этажный дом. Она одна из самых красивых и
удобных для пересадки с помощью пешеходных
тоннелей. Но и самых трудных для нас - здесь
высокий уровень грунтовых вод - пришлось бурить 19
скважин вертикального дренажа для
водопонижения. Использовали также ныне самую
эффективную технологию свайно-анкерного крепления котлована. Иначе пришлось
бы сносить
все дома в округе, а с помощью бетонных свай
просто "ушли" вертикально вниз.
...По множеству лестниц и лабиринтов -
заблудиться можно - спускаемся туда, где вскоре
шум механизмов сменится на шум людских потоков.
Высота зала - свыше семи метров, тоннели ведут
прямо на платформы станции "Амир Темур". Судя по
всему, работы еще много.
- К сроку справимся, - с уверенностью
говорит начальник участка В. Нарбут. - Такой город
под землей построили! Людям нашим спасибо. Ведь
порой нагретый на солнце металл через рукавицу обжигает, а холодный
сквозняк...
...Нелегко метростроевцам. Но есть
надежда, что горожане и гости Ташкента, пользуясь
самым удобным видом транспорта и любуясь
подземными памятниками искусства, добрым словом
вспомнят о мужественных тружениках.
* * *
www.jahon.mfa.uz/News/2001/07/prs2407.htm
24 июля 2001 г.