МОСКВА, 26 июня (Корр. АНН Алексей Чичкин). В июле 1976 года
в Ташкенте завершилось строительство первой линии метро, построенной
с помощью московских метростроителей.
Почти 300 инженеров и других специалистов из Москвы помогали
сооружать первый в Средней Азии метрополитен. А за 10 лет
до упомянутого события около 5 тысяч московских рабочих и
инженерно-технических работников помогали восстанавливать
Ташкент после разрушительного землетрясения 1966 года. Тогда
город был разрушен почти полностью, однако уже к осени 1967
года он был не только почти полностью восстановлен, но и
расширен примерно на 25% за счет жилых новостроек, промышленных
предприятий, объектов культуры и отдыха, сооруженных преимущественно
московскими строительными организациями.
Например, "Ташкентские Черёмушки" и сегодня остаются
одним из наиболее комфортабельных районов столицы Узбекистана.
Этот крупнейший город Средней Азии уже в 1960-х годах он
буквально "задыхался" от дефицита новых транспортных
маршрутов. В 1972 году А.Н.Косыгиным было подписано постановление
о строительстве метрополитенов в Алма-Ате и Ташкенте, но
в бывшей столице Казахстана пока построены только 2 станции...
Первая линия ташкентского метрополитена - Центральная (Чиланзарская-прим.
metrotashkent.narod.ru), где, в частности, работает
станция Пушкинская, была построена в июле 1976 года, но торжественно
введена
в эксплуатацию
6 ноября 1977-го - к 50-летию Октябрьской революции. Затем
в 1970-1980-х годах с помощью московских метростроителей
были построены ещё 3 линии (!? вообще то 3-я линия "Юнусабадская",
введена в строй в 2001 году - прим. metrotashkent.narod.ru)
- Чиланзарская, с юго-запада на северо-восток города; Узбекистанская
- с северо-запада на восток; и Юнусабадская - с юга на север. Всего станций 28
(ээх грамотеи посчитать правильно до 29 не могут ;)
- прим.
metrotashkent.narod.ru),
из них 3 пересадочные. Расстояния между станциями - обычные
и для московского метрополитена:
поезда преодолевают их за
1,5-3 минуты. А сами поезда - главным образом Мытищинского
метровагонного завода (неправда, головные, да мытищинские,
а промежуточные ленинградского завода не редкость :(
- прим. metrotashkent.narod.ru).
В архитектуре большинства станций доминирует национальный
художественный стиль с использованием комбинаций из местных
гранита, мрамора, туфа, цветной пемзы, мозаики из узбекистанских
самоцветов (схожая отделка характерна и для "сталинских" станций
московского метро). Элементы среднеазиатского декора имеются
на каждой станции в центре Ташкента, а на окраинных линиях
больше современных архитектурных решений и сюжетов. Почти
все станции имеют только подземный вестибюль.
В отличие от московского, петербургского, киевского, минского,
бакинского, ереванского метрополитенов, фотографировать в
ташкентском метро запрещено с 2002 года по соображениям безопасности:
за этим зорко следят дежурные и полицейские наряды практически
на каждой станции.
Расширение сети ташкентского метро планируется на 2007-2011
годы с помощью специалистов и технологий из Москвы и Петербурга,
а также Китая и Белоруссии. Новые же станции, многие из которых
будут иметь и наземные вестибюли, будут напоминать облики
Хивы, Бухары, Самарканда, Ферганы, Маргилана - древнейших
городов не только Азии.
* * *
Источник – Агентство национальных новостей
http://www.annews.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=47517
26 июня 2006 г. 06:06