Uznews.net - В Ташкенте прекращают строительство трех запланированных станций Юнус-Абадской линии метро, две из ближайших к действующей ветке метро площадки на днях разровняли техникой под расширение дороги, а пришедшее в негодность оборудование вывезли.
На протяжении последних девяти лет ташкентская пресса неизменно сообщала, что эти три станции Юнус-Абадской линии метро - «строятся».
Об этом говорил заросший деревьями котлован и три строительных площадки, окруженные глухими бетонными заборами, за которыми тихо ржавело свезенное туда в начале 2000-х оборудование. Но теперь видимости строительства пришел конец.
В общем-то, многое говорило об этом и раньше, например, когда в начале тысячелетия был построен Юнус-Абадский мост – необходимая, но не совсем удачно спроектированная транспортная развязка.
Ввиду того, что весь массив Юнус-Абад истыкан трубами и кабелями всевозможных подземных коммуникаций, плюс близкие грунтовые воды, последние две станции новой линии планировалось пустить не под землей, а поверху – наподобие трамвая.
Так вот, Юнус-Абадский мост появился как раз на месте той запланированной станции, которой надлежало продолжить действующую линию метро.
Правда, если допустить, что электропоезда выезжали бы из тоннеля гораздо дальше моста – посередине сквера вдоль улицы Ахмада Дониша, а затем катились бы поверху, то, возможно, мост бы и не помешал.
Но, как говорилось, об этом уже нет и речи, поскольку теперь две предполагаемые рельсовые колеи были бы вплотную зажаты двумя широкими автодорогами, что сводит вероятность их укладки к минимуму.
Официально обо всем этом в Узбекистане не говорится, поскольку, согласно правительственной пропаганде, страна семимильными шагами движется в Великое Будущее, а значит - новые станции метро вот-вот будут пущены.
Схемы в вагонах ташкентского метро до сих пор уведомляют, что три станции Юнус-Абадской линии – Файзуллы Ходжаева, Юнус-Абад и Туркестан - находятся в процессе строительства.
Но время идет, и с момента открытия последней станции прошло уже девять лет, а дело не движется. Сами метростроевцы никаких комментариев по поводу строительства или функционирования ташкентского метро традиционно не дают.
Между тем, ташкентский метрополитен по праву считается гордостью узбекской столицы. На сегодняшний день он состоит из 29 оригинально декорированных станций с общей протяженностью линий 37,5 километров.
Это единственный метрополитен во всей Средней Азии (правда, сейчас метро строится и в
Алматы). Первая его линия была пущена в 1977 году, она состояла
из девяти станций, а ее
длина составляла 12,2 километра, позже она получила название Чиланзарской.
На месте запланированных станций идут работы по расширению дороги
После сдачи первой линии строительство метро пошло стремительными темпами – новые станции открывались через каждые два-три года.
Вторая очередь Чиланзарской линии – еще три станции - была сдана в 1980 году. В 1984 году заработала первая часть второй линии ташкентского метро - Узбекистанская, а в ноябре 1987-го была построена вторая очередь Узбекистанской линии со станциями «Чкаловская» и «Ташсельмаш».
В 1989 году открылась третья очередь Узбекистанской линии со станциями «Гафура Гуляма» и «Чорсу». И, наконец, 30 апреля 1990 года была пущена четвертая очередь Узбекистанской линии со станциями «Тинчлик» и «Беруни».
В период независимости ташкентский метрополитен претерпел существенные изменения. Во-первых, шесть его станций были переименованы. Во-вторых, сдача новых станций через каждые 2-3 года прекратилась, и, в-третьих – в 2001 году была, наконец, достроена третья ветка метро – Юнус-Абадская, строительство которой началось еще в 1988 году.
Сдавали ее со страшным скрипом. Торжественный пуск как всегда был приурочен ко дню Независимости, отмечаемому 1-го сентября.
Однако президент Каримов, осмотрев новую линию метро, обнаружил массу халтуры и недоделок, остался крайне недоволен, и велел ее доделывать. Участок сдали в эксплуатацию почти через два месяца - 26 октября 2001 года.
Но пассажирам было не до любования модерновыми вагонами и оформлением станций: новая ветка метро была насквозь пропитана стойким химическим запахом, столь сильным, что уже через несколько минут от него заболевала голова.
Говорили, что это запах креозота, которым пропитывали шпалы, но так это или нет, сказать трудно – представители метрополитена ничего не объясняли и от любых встреч с журналистами бежали как от огня.
Последние три станции Юнус-Абадской линии предполагалось сдать еще в 2003-2004 годах. Сообщалось, что строительство второго участка Юнус-Абадской ветки длиной 4 километра ведет трест «Ташметрострой», и уже пройдено более трехсот метров тоннеля.
Однако, вскоре «в связи с финансовыми трудностями» строительство было приостановлено, и ни одной новой станции не было сдано ни в 2003-м, ни в 2010 году.
А планов по дальнейшему развитию ташкентского метрополитена было великое множество. Юнус-Абадскую линию планировалось продлить до Южного вокзала, построив еще четыре новых станции.
Проектировалась и четвертая линия метро с шестью станциями – Сергелийская (от массива Сергели до Ипподрома), которую должна была строить китайская компания Citic International Cooperation.
Протяженность четвертой ветки метрополитена должна была составить 8 километров, ее строительство собирались начать в 2003 году, а ввод был намечен на 2010 год.
Были также намерения удлинить Чиланзарскую линию метро от станции Максима Горького (ныне «Буюк Ипак Йули») до массива ТТЗ (Ташкентский тракторный завод), а после сооружения Сергелийской линии - соединить их.
Узбекистанскую линию планировалось продлить до массива Куйлюк, а с другого ее конца - от станции Бируни до массива Каракамыш - Юнус-Абадскую ветку дотянуть до Южного вокзала.
В вагонах метро по-прежнему висят все эти схемы, однако в действительности никакого строительства давным-давно не ведется.
И это красноречивый показатель медленной, но неуклонной деградации всей экономики Узбекистана. В последние десятилетия только в Ташкенте была закрыта большая часть заводов, среди которых такие гиганты как Ташсельмаш, Узбексельмаш, Экскаваторный завод, Алгоритм и многие другие, а также основная масса заводов, созданных в годы независимости; на большинстве действующих жизнь еле теплится.
Совсем недавно в связи с ненадобностью была ликвидирована вторая часть Ташкентского авиационного объединения имени Чкалова – так называемая территория «Б».
Uznews.net
* * *
Опубликовано на сайте www.uznews.net
28 июля 2010 г. 11:08