Ташкентский Метрополитен - История
Логотип Ташкентского Метрополитена Ташкентский Метрополитен Ташкентский Метрополитен
Ссылки Обратная связь Карта сайта
Ташкентский Метрополитен
рус eng o'zb
На главную страницу Руководство Правила пользования метрополитеном Схема метрополитена Статистика Контакты
Новости
О нас
История
Международная деятельность
Наши службы
Перспективы развития
Услуги
Наши станции
Тендер

ИСТОРИЯ

Решение о строительстве Ташкентского метрополитена было принято в 1971 году, а в ноябре 1972-го тоннельный отряд №2, восстанавливающий Ташкент после землетрясения, уже приступил к сооружению строительных площадок первых пяти станций и организации проходки перегонных тоннелей.

Первый пусковой был сдан в эксплуатацию в ноябре 1977 года. Большую помощь узбекским строителям оказали метростроевцы Москвы, Минска, Ленинграда и республик - Украины, Армении, Грузии и Азербайджана. В самом Ташкенте более 30 крупнейших заводов помогали в изготовлении необходимого оборудования и конструкций метрополитена.

При строительстве следующих пусковых участков метрополитена созданный в 1974 году трест "Ташметрострой" обходился собственными силами. И уже наши метростроители помогали другим начинать строительство и пускать метро в городах Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге. Даже в Москве был создан ташкентский участок по строительству двух станций и перегона новой линии.

Третья Юнусабадская линия метрополитена начала строиться в 1989 году, но в связи с распадом Союза финансирование было нестабильным и работы велись медленными темпами. Лишь в ноябре 2000 года правительством Республики Узбекистан было принято решение о завершении строительства первого пускового участка Юнусабадской линии к десятой годовщине независимости страны.

В пусковой комплекс первого участка вошли шесть станций - "Минг Урик" с пересадочными узлом и тоннелем на станцию Узбекистанской линии "Ойбек", "Юнус Раджаби" - также с пересадочным узлом и тоннелем на станцию Чиланзарской линии "Амир Темур хиебони", "А.Кадири", "Минор", "бодомзор", "Х.Абдуллаев" и пять ее перегонных тоннелей с соответствующими притоннельными сооружениями. Общая длина пускового участка составила 7,61 км.

В связи с трудностями, связанными с приобретением импортных материалов, развернуть проходческие работы в полном объеме удалось в феврале 2001 года. Для этого была организована проходка одновременно в восьми забоях с привлечением субподрядных организаций, имеющих право производить горные работы. Причем три забоя были в тяжелейших инженерно-геологических и гидрогеологических условиях, так как трасса метрополитена пролегала через бывшее озеро. Несмотря на это в рекордно короткое время, в течении пяти месяцев, было пройдено 1730 метров тоннеля.

Одновременно с организацией проходки шла укладка верхнего строения пути. Опять же в связи с перебоями в импортных поставках шпал, рельсов, подкладок типа "метро" удалось развернуть укладку верхнего строения пути лишь в марте 2001 года. А "пик" этих работ пришелся на июль-август. Огромную помощь нам оказал и городской хокимият, мобилизовав городские предприятия, организации и учебные заведения на проведение подсобных работ на объектах строящегося метрополитена. Неоценима помощь и самих работников метро. В одном ряду с метростроителями они принимали участие даже в строительных и монтажных работах.

Хочу подчеркнуть, что при строительстве Юнусабадской линии впервые были применены новые технические и технологические решения, а именно: станция "Хабиб Абдуллаев" построена с боковым расположением посадочных платформ, на пересадочных станциях метро были выполнены платформенные лестничные сходы и тоннельные переходы в разных уровнях, для производства архитектурно-отделочных работ и художественного оформления станций широко применены как традиционные материалы - гранит и мрамор, так и стекло, металл и керамика.

Активное участие в строительстве и оформлении принимали коллективы не только нашего треста во главе с начальниками участков Константином Ходрянисом, Валерием Норбутом, Рафиком Хамраевым, Фархадом Курбанбаевым, тоннельного отряда №2 Парсахоном Неметовым, но и коллеги из "Самаркандтрансстроя" во главе с М.Садыковым, треста "Промвентиляция" - Е.Лю, "Промсвязь" - Е.Худояровым, а также сантехники МУ-3 "Узгазсантехмонтажа" и СУ "Отделстроя" и другие. Велик вклад и частных предприятий по отделке - таких, как "Тамир Пардос", "ЮЛА Курилишсервис", а также фирма "Мелор" Ташоблстроя и другие.

Преодолев все трудности как экономического, так организационного характера, ташкентские метростроители сдержали слово и первый пусковой участок Юнусабадской линии вступил в строй накануне празднования 10-й годовщины независимости Республики Узбекистан. Группа строителей была удостоена наград Родины.

Ныне метростроители поэтапно начнут возводить второй пусковой участок Юнусабадской линии с тремя станциями общей протяженностью ветки 3,2 км. Через год-два они развернут строительство Сергелийской линии метро длиной девять километров с четырьмя наземными и двумя подземными станциями. Из общей длины 18 км в однопутном исчислении приблизительно пять километров будут проложены закрытым способом, а 13 - открытым. Кроме того, Чиланзарская линия будет соединена со станцией "Чоштепа", где будет осуществляться пересадка пассажиров на Сергелийскую линию. С учетом градостроительных условий возводить последнюю предполагается в многоуровневом пересечении существующих улиц, железнодорожных путей, каналов.
 
Ссылки |  Обратная связь |  Карта сайта