В Ташкентском метро действует система оплаты проезда пластиковыми карточками
В МЕТРО ЧЕРЕЗ "ПЛАТЕЖНЫЙ ТУРНИКЕТ"
Подходит к концу второй месяц, как в Ташкентском метрополитене была внедрена
система оплаты за проезд посредством сумовых пластиковых карточек ГАКБ "Асака".
Обороты по операциям оплаты за проезд с использованием карточек имеют тенденцию
постоянного роста. Однако в филиалы банка "Асака" часто обращаются
держатели карточек с просьбой подробнее рассказать о проекте и правилах пользования "платежными
турникетами" - так были названы турникеты метрополитена, с которыми
было состыковано специализированное оборудование для обслуживания сумовых
пластиковых карточек.
Данный проект стал значительным достижением в развитии карточной инфраструктуры
нашей республики. Необходимо отметить, что наряду с сумовыми пластиковыми
карточками банка "Асака" в метрополитене принимаются к оплате сумовые
карточки еще 5 коммерческих банков: Национального банка ВЭД РУ, "Халкбанка", "Пахтабанка",
"Узприватбанка", "Узжилсбербанка".
Во время проектирования системы перед специалистами-разработчиками была
поставлена задача сделать время проведения оплаты максимально коротким, поскольку
пассажиропоток метрополитена огромен. Благодаря широким возможностям "платежного
турникета", разработанного совместно специалистами банка "Асака",
Ташкентского метрополитена, НПО "Академприбор" и австрийской компанией
BGS SmartCard Systems AG, эта цель была достигнута. Процесс проведения оплаты
полностью автоматизирован: не нужно нажимать никаких кнопок, вводить сумму
операции, пароль, как это обычно бывает при оплате посредством карточки.
Индикация на передней панели турникета подскажет пассажиру прохождение платежа:
большой красный индикатор и частое мигание маленькой зеленой лампочки говорит
о готовности турникета к работе. Когда пластиковая карточка устанавливается
в турникет, то в течение нескольких секунд загорается большой зеленый индикатор,
разрешающий проход. Если же по каким-либо причинам платеж проведен не был,
то вместо зеленого индикатора загорается малый красный индикатор, подсказывающий,
что держателю карточки необходимо обратиться в банк по месту получения карточки.
Причин, по которым карта может быть не принята "платежным турникетом",
несколько: 1. Карта заблокирована при неправильном вводе паролей ранее. 2.
Превышено разрешенное количество операций, проведенных без проверки карты
на действительность в системе. Но наиболее распространенная из них - отсутствие
денег для оплаты на открытом остатке карточки.
Дело в том, что сумовая карточка имеет два остатка: закрытый и открытый
(как разные отсеки кожаного кошелька - для крупных и мелких купюр). Первый
остаток обычно используется клиентами чаще, так как деньги при загрузке с
банковского счета на карточку автоматически попадают на защищенный остаток.
Для проведения любых операций с этим остатком обязательно необходим ввод
паролей. Второй остаток очень удобен для выполнения мелких покупок - на нем
можно хранить небольшую сумму денег. При проведении операций со вторым остатком
пароль вводить не нужно. Именно поэтому незащищенный паролем остаток используется
в метро.
Перечисление денежных средств с закрытого остатка на открытый - простая
операция, которую можно провести при помощи банкомата или в филиалах банков.
Пресс-служба банка "Асака"
Источник - Народное слово
Опубликовано на сайте www.centrasia.ru в 06:36 14.11.2003 г.
|