Ташкентское Метро - Статьи - Архитекторы Ташкента: он построил кинотеатр «Панорама» и станцию метро «Космонавты»
Главная Фотоальбом Гостевая Ссылки

 

Архитекторы Ташкента: он построил кинотеатр «Панорама» и станцию метро «Космонавты»

 

VOT об авторе культовых строений Ташкента.

Серго Михайлович Сутягин родился в Москве 23 февраля 1937 года. В 1941-м году семью эвакуировали в Самарканд, где жила его бабушка. Серго с детства хорошо рисовал, но и не думал быть архитектором — ему хотелось заниматься ядерной физикой. На архитектурное отделение стройфака Среднеазиатского Политехнического Института поступил за компанию с родным братом и другом Георгием Юнгвальд-Хилькевичем. Так, случайно, Серго стал архитектором.

Сегодня Серго Михайлович заслуженный архитектор Республики Узбекистан, действительный член Международной Академии Архитектуры (МААМ), лауреат множества отечественных и международных премий, почётный гражданин г. Коканда. В Ташкенте по его проекту построен Дворец киноискусств имени Алишера Навои (известный всем кинотеатр «Панорама»), торговый центр «Аркада», чайхана «Самарканд-дарбаза» и станция метро «Космонавтов». В Коканде — музыкально-драматический театр и музей литературы. В Хиве — ряд объектов нового центра, в том числе академия Мамуна, в Карши — амфитеатр. Аэропорты в Термезе и Ургенче, Карши и Бухаре. В Нукусе — известный на весь мир музей Савицкого.

Источник вдохновения

Если вы перестаете влюбляться, можете смело уходить из архитектуры. Меня всегда вдохновляла женщина и, если в архитектуре нет женского начала, значит она мёртвая.

Вдохновляет человека не ложный патриотизм, а внутренний. Я как раз причисляю себя к «внутренним патриотам». Меня неоднократно приглашали работать в Москву. Читал лекции в Гарвардском университете в Нью-Йорке и мне предлагали остаться преподавать. Но я предан своей Родине. Источником моего вдохновения является моя земля. В каждой своей работе стараюсь показать национальный колорит, любовь к народу, к любимой женщине.

О сложностях

Любая профессия трудная, если ей заниматься всерьёз. Если всё идет легко и гладко, то скорее всего человек поверхностно и несерьёзно относится к своему делу. Иногда процесс работы муторный и сложный. После того, как архитектор придумал и начертил свой будущий проект, начинаются хождения по всевозможным инстанциям и тысячи согласований: с хакимом, с главным архитектором города, с госстроем. К сожалению, не всегда после таких переговоров проект остаётся прежним, но иногда ситуация меняется в лучшую сторону.

Каждое строение должно быть уникальным, не похожим на прошлые и настоящие. У меня есть своё высказывание: «Родник прошлого питает древо настоящего и рождает плоды будущего». Этим правилом я руководствуюсь всю свою жизнь и мои архитектурные сооружения — это не равнодушные здания. Они все скульптурные, эмоциональные, художественные и уникальные. Если автору удалось сделать душевное сооружение, оно никогда не будет стареть.

Стела в Чирчике: история из детства

Когда мой отец ушёл на фронт, меня очень интересовал вопрос: «Как я появился на свет?». К нам во двор постоянно прилетали два аиста и бабушка сказала, что это они меня принесли. Я тогда решил, что раз они меня принесли, значит и отца моего с фронта принесут. Папа вернулся весной. Вот так меня вдохновили эти птицы.

Когда был объявлен конкурс на создание монумента в память погибшим в войне, я сразу вспомнил эту историю. Стела задумывалась как памятник аистам, олицетворяющим мир на земле.

#VOTэтода: Когда монумент был готов, архитектор долго искал подпись. Однажды ему принесли пластинку с песней Марка Бернеса «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. Серго несколько раз прослушал песню, а на утро пришёл к поэтессе Зульфие и попросил перевести. Так, на памятнике появились эти стихи.

Дворец искусств: первый опыт

В студенческие годы я познакомился с архитекторами Березеным, Холдеевым, Шуваевым, которые предложили участвовать в конкурсе на строительство кинотеатра. Мы стали работать над проектом на чердаке, в темноте и духоте. После длительных мучений получилось три разных варианта и победила круглая форма, считающаяся сейсмоустойчивой, которая лично мне не очень нравилась. Так случилось, что мои коллеги по проекту с кинотеатром разошлись по другим объектам и мне пришлось доводить наше детище до конца в одиночку. Как архитектор, я сформировался на этом объекте.

При создании кинотеатра нужно было учитывать акустику, свето- и звуко-проецирование. Прочитав немало зарубежных книг, я узнал, что на концерте необходим один акустический режим, на кинофильме второй, при звучании голоса третий. Я связался с московским научно-исследовательским институтом, где мне сказали, что для правильной акустики нужна акустическая модель, которая состоит из оргстекла толщиной в 6 мм. В этом институте была мастерская, которая изготавливает эти самые модели. Меня отправили в командировку на месяц в эту мастерскую. В итоге мы сделали нужную модель, я познакомился с гипротеатром (системой, которая отвечает за кинотехнологии: раздвижение занавеса, экран). Все эти знания помогли стать настоящим архитектором, изучить дело изнутри.

#VOTэтода: При землетрясении 1966 году это здание единственное среди кинотеатров осталось целым и невредимым. Директор кинотеатра предложил записать голос С.Сутягина, который говорил о сейсмоустойчивости здания. Люди доверились и не выбегали, продолжая кинопросмотр.

Коммерческий центр «Аркада»: кусочек Рима

Эта улица мне с детства была хорошо знакома — нашу компанию называли «скверными ребятами», так часто мы там проводили время. Встречались мы в основном на углу возле столба с часами, потом их убрали, а мне захотелось сохранить эту традицию и я сделал часы.

Труднее всего было сделать подвал, потому что по улице Кирова была проведена спецсвязь и ни при каких обстоятельствах нельзя было задевать, а уж тем более убирать этот кабель. Пришлось делать ступенчатый фундамент, который уходил вниз, благодаря ему я смог провести свою изолированную коммуникацию.

Магазин должен удивлять и привлекать внимание, я решил, что хочу построить атриум. Какое же центровое здание и без фонтана? Задумали фонтан, а в углу - родник из керамики. Попросил друга-керамиста слепить голову льва, из пасти которого текла бы вода. Планировал сделать кусочек Рима в центре столицы, но меня не поддержали и в итоге атриум остался пустым. Из задуманного так и не появилась красивая роспись наверху в окошках, которые до сегодняшних дней пустуют.

#VOTэтода: Центр должен был строить московский архитектор, но заказчик устроил небольшой конкурс и победил проект Сутягина. Изначально, предполагалось, что здесь будут магазины и большие склады ОАО «Совпластитал».

Станция метро «Космонавтлар»: большие мечты

Здесь не повезло с площадью, через каждые шесть метров стоят колонны — какой же это космос? Мне хотелось сделать свод со звёздами, планетами и млечный путь вдоль станции. На что начальник проекта ответил, что задумка не получится, поскольку здесь стоично-балочная система и высота низкая. К моему счастью, на стройку несколько раз спускался Шараф Рашидов, я жаловался ему, что мало места, что колонны грубы для такой темы. Он поговорил с начальником проекта и при помощи труб, бетона и стекла мы сузили колонны с 60 до 39 см.

Я поехал в Беларусь, на заводе отлил стекло, сам сделал рисунок, в институте физики приготовил амальгаму. Но больше одного образца белорусы не разрешили вывозить, так как у них в это время свое метро строилось. Пришлось искать стеклодувов в Узбекистане.

Осуществилась моя идея с 12 этапами космоса: начиная от Икара, Улугбека и заканчивая Циолковским и нашим космонавтом Владимиром Крысиным. Кстати, его памятник стоит прямо над станцией.

Каждый раз, когда я спускаюсь на эту станцию, замечаю, что где-то что-то не горит и, вообще, не так. Но всё равно я очень дорожу и горжусь своим детищем.

#VOTэтода: Над колоннами автор хотел сделать зеркало, чтобы было ощущение бесконечности. Но, по правилам метростроя, зеркала запрещались во избежание осколочных травм. Свою бесконечность Сутягин сделал иначе: вдоль путей на стенах расположились длинные керамические плиты.

О будущем архитектуры Ташкента

Архитектура должна быть разной, многоликой, но гармоничной. Сегодня время не штучного строительства, сегодня время ансамблевого строительства, где одно перетекает в другое. Не стоит копировать чужое, прошлое, нынешнее, надо смотреть в будущее и любить то, что ты создаешь.

Текст: Динара Сагдуллина

Фото: Финат Разяпов и архив Сутягина С. М.

 

* * *

Опубликовано на ресурсе The Voice of Tashkent - городская интернет-газета.

1 декабря 2015 г., 16:08