Ташкентское Метро - Статьи - Забытые промахи - подземный "казан"
Главная Фотоальбом Гостевая Ссылки

 

Забытые промахи - подземный "казан"

 

...С ташкентским подземным «казаном» связано чрезвычайное происшествие, что стряслось спустя полтора года после пуска поездов метро до станции «Чкаловская» и оставило свой шлейф на годы. Сейчас выросло поколение, которое об этом и не догадывается. Между тем, на мой взгляд, это ЧП следовало бы включить в учебники, как пример серьёзного экологического промаха и дорогостоящего его исправления. До сих пор оно требует денег. И будет требовать, пока существует участок метро от станции «Ташкент» до «Чкаловской».

То, что случилось в 1989-м, нарушило работу метрополитена и, отчасти, авиазавода. В сентябре перегон закрыли месяца на три, а следующей весной движение на перегоне остановили едва ли не на год.

Первый раз движение остановилось по инициативе машинистов поездов. Накануне они объявляли пассажирам по радиосвязи, что с «завтрашнего дня поезда идут только до станции «Ташкент». Об этом же сообщали самодельные плакаты. Машинисты сигнализировали о тяжёлых запахах на перегоне и раньше, да только никто особого внимания не обращал. А тут сразу собрались руководители метрополитена, города, завода, врачи, экологи: «Какие претензии, что за газы?»

Как выяснилось, машинисты в тоннеле теряли сознание. Серьёзные проблемы со здоровьем возникли и у сотрудников, обслуживающих участок. Акцию предприняли после госпитализации шести товарищей с тяжёлой интоксикацией.

Для изучения ситуации и принятия мер в столице создали комиссию. Мне, журналистке, тоже довелось вместе с комиссией спуститься на закрытую станцию. Все мы глубоко вдохнули, и никому не понравилось. Я написала свою первую заметку о ЧП, о том, что перегон закрыт до исправления ситуации, что авторитетные лица, включая специалистов и учёных разных профилей, изучат газы и предложат меры, дабы их исключить.

Пассажиры, успевшие привыкнуть к метро с его удобством и скоростью, выражали своё неудовольствие неожиданной паузой, ведь теперь добирались до авиагородка и обратно на перекладных. Комиссия регулярно собиралась и разбирала разные версии. О причине появления газов профессионалы догадались довольно быстро. Тоннель перегородил поток грунтовых вод. Если бы они были чистыми, ещё полбеды. Но стоки загрязняли заводские утечки и утечки-сбросы с химчистки вышестоящей воинской части, проливы нефтепродуктов с автозаправок. Также их пополняли туалеты частного сектора, находящегося выше по течению грунтовых вод. У тоннеля образовалось «болото».

Почему проектировщики не учли поток грунтовых вод? Выяснилось, что они-то учли. Но им было предложено тоннель подвести к проходной авиазавода. Ради «Чкаловской» передвинули даже русло речки Карасу. Теперь течёт по соседству. В грунте русла обнаружена чёрная масса, состоящая из сульфитов железа, свинца других тяжёлых металлов. Всё это – продукты жизнедеятельности микроорганизмов. Древнее название реки позволяет предположить, что биопроцессы с их участием проходили здесь и прежде. Человек же, вторгшийся в природу, перегородивший поток грунтовых вод, изменивший русло реки, усугубил их, вытащил наружу.

Какие газы, образующиеся в результате мутационных процессов в подземном «казане», вызывали отравления людей? Точного ответа химики так и не дали. Не удавалось поймать легколетучие токсичные «газы икс». Но специалисты «Кизилтепагеологии» предложили способ борьбы с анаэробными микроорганизмами, продуцирующими газы. Анаэробные развиваются в безкислородной среде, воздух для них гибелен. Значит, надо воздух подать.

Так начали эксперимент по «раскачке» грунтовых вод. Около двух десятков скважин были пробурены для водопонижения у тоннеля. Они откачивали и откачивают воду из «казана» в Карасу. Речка загрязняется, поезда ходят. А экологический промах забыт. Забыта и специальная служба, созданная из лучших специалистов Госкомгеологии, – геоэкологическая экспедиция. Она расформирована после выполнения госпрограммы «Геоэкология Узбекистана».

Где получить компетентный ответ, что происходит под ногами сейчас?

Наталия ШУЛЕПИНА

 Информационная экосеть - Просто пишем о среде

* * *

Опубликовано на сайте SREDA.UZ

4 июля 2013 г.