Ташкентское Метро - Статьи - Эксперты предложили скорректировать схему развития метро. Одна ветка должна охватить массив Карасу и парк "Новый Узбекистан", другая – Академгородок и ТТЗ
Главная Фотоальбом Гостевая Ссылки

 

Эксперты предложили скорректировать схему развития метро. Одна ветка должна охватить массив Карасу и парк "Новый Узбекистан", другая – Академгородок и ТТЗ

 

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Эксперты ведущей проектной организации в Центральной Азии Metroproekt предложили скорректировать схему развития ташкентского метрополитена с учётом новых реалий. По их мнению, необходимо продлить Чиланзарскую линию метрополитена от станции "Буюк Ипак Йули" в направлении массива Карасу и парка "Новый Узбекистан". Ещё одна ветка должна охватить Академгородок и ТТЗ.

Проект метро до Карасу и парка "Новый Узбекистан"

Ташкент, в последние годы, стал одним из самых динамично развивающихся городов в Средней Азии. В столице за короткое время "выросли" новые жилые районы, деловые центры, парки и эта тенденция продолжается. В этой связи, приобретает всё большую актуальность развитие транспортной инфраструктуры, и, в частности метрополитена.

К 30-летию независимости Узбекистана на востоке Ташкента в Кибрайском районе был открыт новый парк "Янги Узбекистон", обозначив, при этом, перспективное направление развития столицы. В связи с этим, возникает ряд вопросов, касающихся транспортной инфраструктуры этого района – будущего центра Нового Ташкента.

Учитывая этот факт, схема развития метрополитена города нуждается в корректировке, а точнее её восточный перспективный участок к массиву ТТЗ. Если ранее это направление предлагалось продлить от станции Буюк Ипак Йули по одноимённой улице к массиву ТТЗ, то в новых условиях предлагается продление Чиланзарской линии метрополитена от станции Буюк Ипак Йули в направлении массива Карасу и завершить её у парка "Янги Узбекистон" (набережная реки Чирчик) с шестью станциями и с перспективой переброски этой линии на противоположный берег реки.

Новая ветка рядом с Академгородком и до ТТЗ

Это, что касается транспортной доступности, массива Карасу, и в итоге нового города, но здесь же можно решить и транспортную проблему другого крупного жилого массива ТТЗ. Данное направление предлагается отдельной линией, начинающейся также в непосредственной близости со станцией Буюк Ипак Йули. То есть, по улице Мирзо Улугбека в направлении Академгородка необходимо построить станцию, которая будет иметь пересадку на станцию Буюк Ипак Йули. Эта линия проходит, как мы уже отмечали, по улице Мирзо Улугбека, затем сворачивает на улицу Феруза и весь массив ТТЗ, оканчиваясь на конечной автостанции ТТЗ с шестью станциями.

Самое интересное, что на конечной станции линии ТТЗ проходит железнодорожная ветка пригородных электричек, заходящая в город. Это направление в сторону города Чирчика, Газалкента, Ходжикента, Чарвака. Предлагается вывести из эксплуатации участок железной дороги электрички, проходящей по городу Ташкенту, и состыковать её с конечной станцией ТТЗ. На данный момент электричка ходит очень редко: только в утренние и вечерние часы. Соединение же этого направления с метрополитеном позволит наладить более частое сообщение агломераций данного направления со столицей.

Также, автобусы, маршрутные такси, личный транспорт прибывающие из города Чирчик, доставят пассажиров до конечной автостанции (ТПУ), не заезжая в город, где можно пересесть на метро. И это ежедневный пассажиропоток, так как многие люди из этой области работают в Ташкенте.

Более того, данное направление привлекательно с точки зрения экотуризма: отсюда отдыхающим удобно добираться в горы. В этом направлении находится один из перспективнейших объектов в плане туризма. На территории Чарвакской курортной зоны Ташкентской области создана свободная туристская зона. Это закреплено указом президента "О создании свободной туристской зоны Чарвак".

Примечательно, что в указе обозначено развитие экологического транспорта в этой зоне: метро, электропоезд, автобус, которые будут осуществлять доступ в зону "Чарвак" из города Ташкента. С развитием туризма, создание связи между конечной станцией метро ТТЗ с ТПУ и свободной туристской зоной "Чарвак" приобретает всё более актуальный характер.

Юбилей института

Скоро, институт – разработчик предложений по развитию схемы метро в городе Ташкенте будет отмечать свой 50-летний юбилей. В этой связи, хотелось бы поделиться с общественностью с этим знаковым событием для отечественного метростроения.

ООО «METROPROEKT» не только активно участвует в разработке схемы развития метрополитена в г. Ташкенте – нашей организацией спроектированы три линии Ташкентского метрополитена: Чиланзарская, Узбекистанская, Юнусабадская, но и даёт свои предложения по перспективным направлениям существующих линий. Так, предложены продления Узбекистанской линии на Каракамыш, Чиланзарской – на ТТЗ, Юнусабадской – на Южный вокзал и далее до Ипподрома (Отчопар).

Институт образован в 1972 году. В 1991 году становится коллективным предприятием, а с 2010 года – обществом с ограниченной ответственностью «METROPROEKT».

ООО «METROPROEKT» осуществляет комплексное проектирование тоннелей, метрополитенов и других подземных и наземных сооружений. ООО «METROPROEKT» является ведущей проектной организацией по проектированию метрополитенов, автодорожных, железнодорожных, гидротехнических и других тоннелей в сложных геологических условиях строительства, транспортных развязок условиях сейсмичности и просадочности грунтов.

ООО «METROPROEKT» сегодня – это огромный опыт проектирования линий метрополитена, автодорожных, железнодорожных, гидротехнических тоннелей, транспортных развязок на территории Узбекистана и других городов стран СНГ.

Это применение системы менеджмента качества на базе международных стандартов качества ISO 9001:2000. Это коллектив, имеющий большой опыт в проектировании линий метрополитена и других транспортных сооружений.

ООО «METROPROEKT» проектировал:

  • Три линии Ташкентского метрополитена: Чиланзарская, Узбекистанская, Юнусабадская. Второй этап Юнусабадской линии от станции Шахристон до станции Туркистон.

А также принимал участие в проектировании:

  • Первой линии Алматинского метроплитена.

Проектная документация в Москве:

  • Южная Рокада. Участок от Бакалавского проспекта до Каширского шоссе.

  • Участок Краснопресненского проспекта от МКАД до проспекта Маршала Жукова.

  • Транспортная автомагистраль между Звенигородским шоссе и ММДЦ «Москва-Сити».

  • Проект «Четвёртое транспортное кольцо. Участок от Коломенского проезда до дублёра Волгоградского проспекта».

  • Бутовская линия метрополитена на участке от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк.

  • Транспортный тоннель под р. Нева в г. Санкт-Петербурге.

  • ВСМ (Высокоскоростная пассажирско-грузовая магистраль Москва-Казань).

Это уникальные сооружения, не имеющие аналогов в мире.

Задачей создания института было приближение проектировщиков к объекту строительства, создание научно-технического потенциала в крупнейшем городе Средней Азии, проектирование метрополитена в городе Ташкенте.

Проектная часть была структурно оформлена по аналогии с Московским головным институтом и первоначально состояла из 5 отделов: конструкторский, электротехнческий, архитектурный, отдел вентиляции и теплоснабжения, сметный, отдел геологии, отдела трассы.

В дальнейшем продолжилось проектирование новых линий Ташкентского метрополитена. Возрастала численность и профессиональный рост специалистов института. В настоящее время, с учётом современных требований, структура института значительно расширилась и состоит из следующих отделов:

Бюро главных инженеров, подразделение автоматизации проектирования, подразделение трассы и верхнего строения пути, подразделение проектирования конструкций и сооружений, подразделение архитектуры, подразделение проектирования электротехнических устройств, подразделение проектирования систем отопления и вентиляции, подразделение проектирования систем водопровода и канализации, подразделение проектирования организации строительства, подразделение сметных работ, подразделение автоматики, телемеханики и связи, подразделение оформления и выпуска проектов и прочий производственный персонал.

Начало работ по Ташкентскому метрополитену заложило основу отечественного направления подземного сейсмостойкого строительства. На сооружении Чиланзарской, Узбекистанской, а в дальнейшем и Юнусабадской линий метрополитена нашли применение новые передовые достижения в области метростроения.

METROPROEKT совместно с институтом Метрогипротранс, ЦНИИС, институтом «Механики и сейсмостойкости сооружений» АН Узбекистана были разработаны сейсмостойкие конструкции обделок станций и перегонных тоннелей из сборных железобетонных элементов, цельно-секционной обделки тоннелей, сейсмостойкая обделка обжатая в породу просадочных лёссовых грунтах, система вентиляции с адиабатическим охлаждением воздуха.

С каждым проектом растёт опыт специалистов «METROPROEKT». Разрабатываются ряд объектов для Московского метрополитена, принимается участие в разработке ТЭО Рижского, Куйбышевского, Свердловского, и Новосибирского метрополитенов, «Комплексная транспортная схема», совместно со специалистами Метрогипротранса решаются вопросы пересадочных узлов на новых линиях Ташкентского метро.

С 1991 года «METROPROEKT» становится самостоятельной организацией преобразуясь в ООО. Многие технические решения, принятые в проектах и претворённые в жизнь на Узбекистанской и Юнусабадской линиях метрополитена вышли на мировой уровень: в условиях сухого жаркого климата применение испарительного охлаждения с форсуночным распылом воды и затем более экономичным распылом роторными установками; разработана и внедрена водонепроницаемая сборная железобетонная обделка тоннелей; объёмно-планировочные решения станций с совмещением технологических помещений; станция с боковыми платформами; новая система вентиляции; новый тип одноколонной станции и многие другие проекты в сейсмостойком исполнении.

За почти полувековую историю ООО «METROPROEKT» превратился в настоящую кузницу национальных кадров, способных решать вопросы транспортных пассажирских перевозок города, создавать уникальные архитектурные сооружения метрополитенов и других транспортных систем.

ООО «METROPROEKT» имеет опыт проектирования метрополитенов, автодорожных, железнодорожных и других транспортных и технологических тоннелей, которые сооружались в различных климатических и инженерно-геологических условиях с характеристиками грунтов от скальных пород до слабоустойчивых, сильнообводнённых, в сложнейшей градостроительной обстановке с осуществлением проходки под уникальными архитектурными и инженерными сооружениями и применением специальных методов таких как: искусственное понижение уровня грунтовых вод, замораживание, кессонная проходка, стена в грунте, химическое закрепление грунтов и др. инъекционные способы с применением современного отечественного и зарубежного горнопроходческого оборудования.

За время существования организация получила признание на международном уровне и была отмечена множеством наград.

В числе которых, премия Совета Министров СССР за проектирование метрополитена в Ташкенте.

Имея богатый опыт проектирования метрополитена и других транспортных сооружений в городе Ташкенте и других городах СНГ ООО «METROPROEKT» с уверенностью смотрит в будущее и готов участвовать в реализации подобных транспортно-инфраструктурных проектах, которые шаг за шагом будут повышать качество жизни общества, а значит станут основой благополучия и процветания нашей страны.

 Агентство Новостей Podrobno.uz

* * *

Опубликовано на сайте Podrobno.uz

15 октября 2021 г. 08:46