Распоряжением Кабинета Министров республики намечены меры
по финансированию и ускорению строительства Юнусабадской
линии метрополитена с целью запустить в 1996 году первый
участок, а в 1998 году закончить строительство до жилого
массива.
Если взглянуть на эту линию с высоты птичьего полета, то
увидишь грандиозную строительную площадку, протянувшуюся
от улицы Лахути до массива Юнусабад.
На Хорезмской улице начинается строительство пересадочной
станции «Раджаби», и уже завершен подземный переход на станцию
«Сквер Амира Темура». На «Лахути» заканчивается монтаж станции
с оборотными тупичками, пересадочного пролета с «Лахути»
на «Айбека» и начаты отделочные работы.
К ноябрю оденутся в бетон и чугунные тюбинги тоннели перегонов
от станции «Лахути» до «Кадыри», что на Алайском рынке. В
это же время будет смонтирована и сама станция. От нее протянулись
две нитки тоннелей до станции «Минор» (квартал Ц-6). Строительство
станции начато в прошлом году, перегон от нее до «Бадамзара»
(парк «Победа») смонтирован наполовину.
Между станциями «Бадамзар» и «Хабиба Абдуллаева» возникла
серьезная водная преграда – Бозсу, под которой трасса метро
пройдет на глубине десятков метров. Значит, потребуются особо
прочные средства защиты и укрепления этого участка перегонов,
о чем позаботились метростроители.
К монтажу инженерных коммуникаций: тяговых подстанций, вентиляционных
установок, прокладке кабеля, отопления, телефонизации – приступили
организации Минмонтажспецстроя и Промвентиляции, Таштеплосети
и Минсвязи. Они же провели необходимые работы по переносу
всех действующих коммуникаций из зоны строительства метро.
К сожалению, не закончены проходческие работы на перегонах
первого пускового участка от станции «Бадамзар» до «Хабиба
Абдуллаева» из-за перебоев с поступлением чугунных тюбингов.
Сегодня их требуется почти 30 тысяч тонн. Раньше чугун поступал
из Днепропетровска и Ленинграда. Из-за отсутствия средств
метрополитен не может приобрести и одной трети этого количества,
что сдерживает монтажные работы в перегонах от станции «Минор»
до «Хабиба Абдуллаева».
Дирекции строящегося метрополитена помогают соседи. Чирчикский
трансформаторный завод взялся поставить сухие трансформаторы,
вакуумные 10-киловольтные ячейки и наружные установки К-47,
поможет и тяговыми трансформаторами.
Завод «Узэлектроаппарат» произведет электрооборудование
тысячи наименований. Кабельный завод изготовил более 300
километров кабельной продукции вместо поставляемой ранее
из России и Украины.
«Узоптбиржеторг» заключил договор на клиринговые поставки
из России двадцати вагонов метропоездов и эскалаторов.
Привлечено к строительству и узбекское производственное
объединение «Космос». Здесь разрабатываются системы телемеханического
управления метрополитеном. Оно же делает АКП – автоматические
турникеты для станций.
Нестандартное оборудование взяли на себя ТашТРЗ и его малое
предприятие «Платан», и, наконец, тракторный завод обещал
отлить 4 тысячи тонн тех самых чугунных тюбингов, но сам
нуждается в металле.
А проблем у метростроевцев еще немало: необходимо уложить
15 километров путей, 25 тысяч шпал, 40 км кабельной продукции,
15 тысяч кубометров железобетонных изделий и конструкций
и другое.
Нужна строителям и их заказчикам в лице дирекции строящегося
метрополитена серьезная поддержка для ускорения строительства
Юнусабадской линии. Ведь институты «Ташметропроект», «ТашНИИПИгенплан»
и ГлавАПУ уже выдали разработки на продолжение линии до Южного
вокзала...
Борис Палацкий
«Правда Востока»,
17 мая 1995 г.