Ташкентское Метро - Статьи - Седьмой метрополитен в стране
Главная Фотоальбом Гостевая Ссылки

 

Седьмой метрополитен в стране

 

Современный Ташкент - многонациональный город с населением более 1.3 млн человек, где сосредоточены крупнейшие промышленные, экономические, научные и культурные центры Советского Союза.

Жилищное, культурно-бытовое и коммунальное строительство осуществляется преимущественно на новых территориях, поэтому за последние годы границы города раздвинулись почти вдвое, и в настоящее время Ташкент занимает площадь в 21 тыс. га, протяжённость городских территорий с востока на запад - 24 км, с севера на юг - 12 км. В связи с реконструкцией города многие заводы и фабрики перенесены на окраины. Заметно удлинились маршруты общественного транспорта, выполняющего 95% всех пассажирских перевозок. Массовый пассажирский транспорт, основу которого составляют автобусы, уже не в состоянии обеспечить потребности населения в перевозках, на некоторых транспортных магистралях в часы "пик" невозможна нормальная организация движения транспортных потоков.

Для обеспечения перевозок возрастающих потоков пассажиров и уменьшения времени поездок в комплексной транспортной схеме Генерального плана развития Ташкента предусмотрена сеть метрополитена (3 линии) общей протяжённостью 50 км. Линии Юго-Запад - Северо-Восток и Северо-Запад - Юго-Восток предназначены для связи крупнейших жилых и промышленных районов. Линия Север - Юг пройдёт из центра города в северный жилой массив, зону отдыха, и город-спутник Сергели. На пересечениях этих линий в центральной части города размещены пересадочные станции.

Технико-экономические расчёты и анализ схемы линий метрополитена показали, что наиболее целесообразно начать строительство сети с участка от станции Дустлик, расположенной в юго-западной промышленной зоне до станции Сквер Октябрьской революции, разместившейся в административном и культурном центре города. Протяжённость участка - 12 км с 9 станциями.

За станцией Дустлик линия пройдёт по проспекту Дружбы народов до пересечения его с улицей Узбекистанской. На этом участке размещено пять станций: Фархад, Сабира Рахимова, Мукими, Парк Культуры, Комсомольская. Далее трасса пройдёт по запланированным парковой зоне и бульвару мимо телецентра и стадиона "Пахтакор", к площади им. В.И.Ленина под сквером Революции к улице Пушкина. На этом участке запланированы три станции: Пахтакор, Площадь им. Ленина, Сквер Октябрьской революции.

Первая линия (мелкого заложения) пересекает сеть каналов Боз-Суйской ирригационной системы. Над каналом Ак-Тепе линия пройдёт по эстакаде. Учитывая большую запылённость воздуха, этот участок длиной 500 м представляет собой глухую галерею, имеющую остеклённое перекрытие в средней части многопролётного моста. Канал Анхор будет отведён в новое русло над сооружающимся тоннелем.

Станции первой очереди запроектированы с двумя подземными вестибюлями. Входы станций, расположенные по обе стороны платформ, будут использованы как пешеходные переходы. Исходя из ожидаемой величины пассажиропотоков на перспективу ширина станционных платформ принята 10 м, длина - 100 м, что обеспечит приём пятивагонных поездов. Платформы всех станций островного типа.

Конструкции станций предусмотрены двух типов: колонная и односводчатая. Конструкция первого типа выполнена из сборного и монолитного железобетона со сборными стенами, перекрытием, колоннами и монолитными лотком, прогонами, антисейсмическими поясами в верхних углах конструкций:

Сводчатая станция Мукими разработана в виде рамы с криволинейным ригелем, шарнирно опертой на ленточные фундаменты. Фундаменты объединены плитой, которая выполняет также роль затяжки. Конструкция обладает достаточной жёсткостью и устойчивостью для условий сейсмического района и просадочных грунтов, обеспечивая передачу на грунт только вертикальных реакций:

Впервые в практике советского метростроения встречается случай строительства в столь сложных условиях. Город расположен в районе с расчётной сейсмичностью, равной 9 баллам. Поэтому конструкции станций и перегонных тоннелей, выполненные из сборно-монолитного железобетона, рассчитаны не только на восприятие постоянных и временных нагрузок, но и на действие инерционных сил движения породы в момент землетрясения.

Для сохранения устойчивости и прочности подземных сооружений при сейсмических нагрузках предусмотрены продольные монолитные пояса в верхних углах сопряжения конструкций с перепуском арматуры из смежных блоков:

В поперечных швах между элементами перекрытий, стеновыми блоками предусмотрены шпоночные соединения.

Несколько отлична конструкция сборной железобетонной обделки для закрытого способа работ:


Чтобы увеличить сопротивляемость её сейсмическими воздействиям, предусмотрено усиленное болтовое соединение, в связи с чем изменён профиль унифицированных блоков. Для обеспечения жёсткости через 50-60 м устраиваются деформационные швы.

Бóльшая часть района трассы представлена лессовидными суглинками, отличительной особенностью которых является их просадочность при намокании. Институтом Метрогипротранс в содружестве с научно-исследовательскими учреждениями Узбекистана была проделана большая работа по выявлению оптимальной глубины заложения тоннелей, дающей наименьшие просадки. Определено, что слой толщиной 2-3 м над уровнем грунтовых вод, вследствие каппилярного поднятия воды, увлажняется и практически является непросадочным. Глубина заложения лотков тоннелей принята, по возможности, в толщине этого слоя, что и определяет способ сооружения перегонных тоннелей (открытый или закрытый). Открытым способом будет сооружено 7 км протяжённости линии, а закрытым - 5 км.

На линии предусмотрено движение 30 пар трёхвагонных поездов. Депо метрополитена будет построено в районе станции Дустлик.

Описанные в статье проектные проработки не являются окончательными, и сейчас ведутся поиски наиболее рациональных решений.

Г.Оганесов

* * *

Источник - «Проект Ташкентского метрополитена (1972)», журнал «Метрострой», № 3, 1972

Опубликовано на странице - estrella-de-sur.livejournal.com