Ташкентское Метро - Статьи - Механизм разрушения экономики Узбекистана
Главная Фотоальбом Гостевая Ссылки

 

Механизм разрушения экономики Узбекистана.

 

Механизм разрушения экономики Узбекистана или о тупых экспериментах бездарных чиновников.

Сразу оговорюсь, что я далеко не экономист. Статья тоже не заказная и никто за нее не платит (если есть желающие, могу рассмотреть предложения). Если читатель ожидает получить исчерпывающую информацию о вышеупомянутом механизме (жалко давать все в такой короткой статье, а ведь можно защитить горы кандидатских и докторских диссертаций), то он ошибается. Но я уверен в одном. Здесь вы определено можете найти один из элементов данного механизма. Не буду утомлять читателя своими рассуждениями и перейду к сути вещей.

Известно, что Ташкент город большой и с одного конца на другой пешком надо идти больше суток. К счастью для горожан, начиная с 1976 года (это неверное утверждение - метро функционирует с 7 ноября 1977 года - прим. metrotashkent.narod.ru), в Ташкенте стало функционировать метро. Слов нет, метро является палочкой – выручалочкой почти трехмиллионного города. Но с некоторых пор многие пассажиры метро стали для администрации метрополитена "чужими". Ими стали пенсионеры, студенты институтов и колледжей, а также школьники. Вся их "вина" заключалась в том, что они для проезда в метро пользовались едиными проездными карточками. Постановление администрации метрополитена гласит так: "В целях дальнейшего совершенствования системы пассажирского транспорта в городе Ташкенте и перехода на хозрасчет с 1 марта оплата за проезд пассажирами на метро будет осуществляться исключительно посредством жетонов". То есть, если хочешь прокатиться, будь добр, плати налом. И тут возникает вопрос – а что, проездные карточки государственного учреждения "Йуловчитранссервис" покупаются не за наличные деньги? Или "Йуловчитраннсервис" чем-то обидел администрацию метрополитена, или, тем паче, не вовремя перечислял им полагающиеся деньги? Или метрополитен успели приватизировать и пытаются вернуть свои деньги бравые новые узбеки?

Теперь перейдем к цифрам. Заранее предупреждаю, что расчет будет приблизительным, так как сегодня полную информацию из недр правительственных учреждений не смог бы выудить даже агент 007 (аккредитацию МИД РУз Джеймсу Бонду не видать как своих ушей). Единый проездной билет на все виды транспорта, включая метро, до 1 марта стоил 25 тысяч 550 сум. И никто не спешил его покупать, так как это составляло почти половину зарплаты преподавателя высшего учебного заведения или врача, не говоря уже о зарплате других трудящихся. Но многие организации и частные фирмы покупали определенное количество таких проездных для своих сотрудников по перечислению. Теперь перейдем на проездные карточки других, менее обеспеченных, слоев населения. Единый проездной билет для пенсионеров стоил 11 тысяч сум, студенческий – 8 тысяч 200 сум и ученический – 6 тысяч 700 сум. Сегодня эти проездные билеты без метро стоят для пенсионеров 8 тысяч 150 сум (разница 2850 сум), студентов 6 тысяч сум (2200) и для учащихся школ 4 тысяч 850 сум (1850). И каковы же предварительные результаты данного эксперимента?

Начиная с 1 марта, практически все студенты, учащиеся и пенсионеры были вынуждены пересесть на наземный транспорт. С этого дня битва за место в автобусе, троллейбусе и трамвае в часы пик продолжается и до настоящего времени. На днях сам на сквере был свидетелем штурма 93 автобуса, едущего в сторону Юнус-Абада. Я спросил у не сумевших забраться в автобус студентов, почему бы им не сесть в метро, которое находится рядом и доехать до института. Они сказали, что у них проездной только на наземный транспорт. У одного знакомого в семье два студента и они могут добираться до учебы только на метро. По его словам, семья, раньше покупавшая единый проездной, теперь вынуждена тратить только на их проезд в метро тысячу сум в день. Не все могут себе позволить такое. А студентам надо дать еще на обед, покупать им ручки, тетради, еду, одежду…

Так же мне пожаловались и пенсионеры, которые с 1 марта тоже были вынуждены пересесть на наземный транспорт. Теперь им стало намного труднее передвигаться по городу. Многим из них мизерная пенсия ни на что не хватает, и они вынуждены подрабатывать и, соответственно, много ездить. Какова же ценовая политика на транспорте? По сравнению с 1994 годом, когда вводился сум, цена проезда на общественном транспорте в городе Ташкенте выросла в 160-200 раз. Средняя зарплата и пенсии простых смертных в Узбекистане (без учета размеров зарплат и пенсий сотрудников силовых структур) едва дотягивает до 25 тысяч сум (около 21$). Сегодня студенты колледжей стипендию не получают, а стипендия студентов ВУЗа составляет 13 тысяч сум (чуть больше 10$), что едва хватает на один проездной и несколько обедов в студенческой столовой. Так что сегодня проезд в общественном транспорте становится роскошью. Для сравнения, в России, например в Москве, школьники и пенсионеры на общественном транспорте ездят бесплатно. А в Ташкенте не единичны случаи, когда кондуктор трамвая или автобуса как бультерьер, сорвавшийся с цепи, нападает и высаживает мальчугана с ранцем из-за того, что тот не может оплатить проезд.
Вернемся к сути статьи – где же здесь зарыт механизм разрушения экономики?

Можно предположить, что с начала вступления в силу постановления об отмене проездных на метро, примерно двести тысяч студентов, школьников и пенсионеров перестали пользоваться этим видом транспорта (об этом свидетельствуют пустые вагоны метро). Если условно принять среднюю разницу доли метрополитена в трех видах проездных билетов в сумме 2 тысячи 300 сум, тогда можно без труда рассчитать потерю метрополитена, связанную с отменой проездных билетов. На счет "Йуловчитранссервиса" с начала марта перестало поступать, не поверите, 460 000 000 (четыреста шестьдесят миллионов) сум в месяц только из-за отмены трех видов проездных и еще, ну пусть приблизительно, более ста миллионов сум по перечислению за счет отмены проездных карточек с долей метро в 9 тысяч 500 сум. В общей сумме это составляет порядка 600 000 000 (шестьсот миллионов) сум в месяц. За два прошедших месяца потери могли бы составить почти миллиард сум. И даже если я ошибаюсь в два раза, все равно, это, согласитесь, колоссальная цифра. И, кроме огромных денежных потерь для метрополитена, эта бездарная идея создала огромные мытарства для миллионов жителей Ташкента Мне, и, я надеюсь, миллионам жителей Ташкента, очень интересно было бы узнать имена инициаторов этого постановления Ташметрополитена. Я вношу предложение выдвинуть их на получение Гран при на конкурсе тупых идей. Таких инициативных, но, мягко говоря, некомпетентных чиновников смело можно назвать разрушителями экономики некогда процветавшего Узбекистана. И, увы, сегодняшнее правительство Узбекистана и власть на местах в большинстве своем состоит из таких "слуг народа". Вот вам, дорогой читатель, и механизм разрушения экономики. И сколько будет это продолжаться? Я думаю, что этот инициатор или группа бездарных инициаторов данного идиотского экономического эксперимента будет и дальше занимать свои кресла в просторных кабинетах и будут дальше ездить на служебных иномарках на работу. Им не до пенсионеров и детей, которые штурмуют автобусы, трамваи, троллейбусы, когда рядом есть метро. Или, все таки, доблестная узбекская прокуратура, погрязшая в конфликтах с жителями в вопросах уплаты коммунальных платежей возьмется за это дело и докажет вину вредителей? А может быть за это дело возьмется Служба национальной безопасности? Как никак в данной ситуации налицо признаки экономического и социального вредительства.

Что-то я не уверен в этом. Предполагаю, что этот эксперимент будет продолжаться и дальше. На днях открылись киоски продажи проездных карточек, и там нет проездных для метро на май месяц. Населению Ташкента обеспечены транспортные мытарства как минимум еще на один месяц. Видимо, если разрушать, то до конца…

Сначала я очень сомневался в своих цифрах, но беседа с продавцом проездных карточек на одной из станций метро подтвердила мои предположения. По его словам, только он потерял за один месяц более 10 миллионов сум выручки от продажи карточек. А таких точек по городу сотни.
А поезда метро следуют с тем же интервалом. Но вместо "чужих" пассажиров – пенсионеров, студентов и школьников они возят… воздух.
Ну а "чужие" - наши отцы, матери, дети и есть НАРОД…
Так кому же служат эти бездарные чиновники?!

Мардон Чориев
(Псевдоним Интернет журналиста)
macrho1904@yahoo.com

 

Опубликовано на сайте www.centrasia.ru

29 апреля 2006 г. 01:38