| ||||||||||||
Главная | Фотоальбом | Гостевая | Ссылки |
До 16 июня 2015 года называлась "Хамза".
Открыта 7 ноября 1977 года в составе 1-й очереди Ташкентского метрополитена. Вестибюли и платформенный зал перекрывает единый свод. Внутренняя поверхность свода соединяет пешеходный переход, вестибюли и платформенный зал станции. Форму свода продолжают стены, облицованные мрамором светлых тонов с декоративной резьбой в виде сталактитов, опоясывающих путевые стены платформенного зала. Светильники в виде шестигранных сотов (см. фото), втопленных в свод, создают светящийся рисунок на потолке. Декоративное панно из флорентийской мозаики посвящено революционной тематике (художники: Ш. Абдурашидов, А.Бухарбаев). Новза — это историческое название данной местности. Когда-то здесь на притоке канала Бозсу была сооружена плотина, а на свободных землях на возвышенности были разбиты фруктовые сады. Вода для орошения полей поставлялась с помощью желобов (на узбекском — «нов»). По этой причине вся прилегающая местность и расположенная здесь махалля получили название Новза, т. е. территория, благоустроенная благодаря использованию «нов». Сегодня в данной местности, расположенной в Чиланзарском районе, имеются махалля, улица, остановка, торговый комплекс и мечеть с таким названием. Первоначальное название станция получила в честь узбекского поэта, драматурга, общественного деятеля, народного поэта Узбекской ССР Хамзы Хакимзаде Ниязи (1889-1929). Хамза - основоположник литературы социалистического реализма на узбекском языке. Он обогатил классическую поэтическую метрику (Аруз) за счёт форм народного стиха (Бармак). Хамза оставил заметный след в истории Узбекистана не только как поэт и драматург, но и как театральный деятель, композитор и музыкант. Имя его присвоено Узбекскому государственному академическому театру драмы. Стихи Хамза начал писать в 10-летнем возрасте под влиянием творчества узбекских просветителей Мукими и Фурката. В 1916-1919 Хамза выпустил семь сборников стихов. Стихи, включенные в сборник «Душистая роза» (1919), стали первыми образцами пролетарской поэзии на узбекском языке. В 1918 он создал пьесу «Бай и батрак», ставшую первым произведением узбекской советской драматургии. Особой популярностью пользуются пьесы Хамзы «Проделки Майсары» (1926) и «Тайны паранджи» (1927), в которых говорится о тяжёлой доле узбекских женщин в дореволюционные годы. Кроме того, Хамзе принадлежит несколько десятков песен. Собирая в различных районах Узбекистана народные песни, Хамза исполнял их на национальных инструментах. Из музыкального наследия Хамзы уцелело не всё. Некоторые его мелодии вошли в сборник «Песни Ферганы, Бухары и Хивы» (1931); часть песен записана известными узбекскими певцами. Хамза вёл разнообразную общественную работу, боролся за раскрепощение женщин, разоблачал действия националистов и реакционного духовенства. |
||||||||
|