Ташкентское Метро - Чиланзарская линия - Станция Новза (Дренажный канал, бывш. Хамза)
Главная Фотоальбом Гостевая Ссылки


Чиланзарская линия

Станция "Новза" (Дренажный канал, бывш. Хамза)


Увеличить фото (923 Кб)

До 16 июня 2015 года называлась "Хамза".
Проектное название - "Мукими".
Станция односводчатого типа с двумя подземными вестибюлями, мелкого заложения.
Расположена на пересечении проспекта Бунёдкор (бывший Дружбы Народов) и улицы Мукими, рядом находятся супермаркет «Macro Market», магазин "1000 мелочей".
Архитекторы: А. Лошкарёв, А. Хуршудов, Г. Чернов.

Открыта 7 ноября 1977 года в составе 1-й очереди Ташкентского метрополитена.

Вестибюли и платформенный зал перекрывает единый свод. Внутренняя поверхность свода соединяет пешеходный переход, вестибюли и платформенный зал станции.

Форму свода продолжают стены, облицованные мрамором светлых тонов с декоративной резьбой в виде сталактитов, опоясывающих путевые стены платформенного зала.

Светильники в виде шестигранных сотов (см. фото), втопленных в свод, создают светящийся рисунок на потолке.

Декоративное панно из флорентийской мозаики посвящено революционной тематике (художники: Ш. Абдурашидов, А.Бухарбаев).

Новза — это историческое название данной местности. Когда-то здесь на притоке канала Бозсу была сооружена плотина, а на свободных землях на возвышенности были разбиты фруктовые сады.

Вода для орошения полей поставлялась с помощью желобов (на узбекском — «нов»). По этой причине вся прилегающая местность и расположенная здесь махалля получили название Новза, т. е. территория, благоустроенная благодаря использованию «нов».

Сегодня в данной местности, расположенной в Чиланзарском районе, имеются махалля, улица, остановка, торговый комплекс и мечеть с таким названием.

Первоначальное название станция получила в честь узбекского поэта, драматурга, общественного деятеля, народного поэта Узбекской ССР Хамзы Хакимзаде Ниязи (1889-1929).

Хамза - основоположник литературы социалистического реализма на узбекском языке. Он обогатил классическую поэтическую метрику (Аруз) за счёт форм народного стиха (Бармак). Хамза оставил заметный след в истории Узбекистана не только как поэт и драматург, но и как театральный деятель, композитор и музыкант. Имя его присвоено Узбекскому государственному академическому театру драмы.

Стихи Хамза начал писать в 10-летнем возрасте под влиянием творчества узбекских просветителей Мукими и Фурката.

В 1916-1919 Хамза выпустил семь сборников стихов. Стихи, включенные в сборник «Душистая роза» (1919), стали первыми образцами пролетарской поэзии на узбекском языке.

В 1918 он создал пьесу «Бай и батрак», ставшую первым произведением узбекской советской драматургии. Особой популярностью пользуются пьесы Хамзы «Проделки Майсары» (1926) и «Тайны паранджи» (1927), в которых говорится о тяжёлой доле узбекских женщин в дореволюционные годы.

Кроме того, Хамзе принадлежит несколько десятков песен. Собирая в различных районах Узбекистана народные песни, Хамза исполнял их на национальных инструментах. Из музыкального наследия Хамзы уцелело не всё. Некоторые его мелодии вошли в сборник «Песни Ферганы, Бухары и Хивы» (1931); часть песен записана известными узбекскими певцами.

Хамза вёл разнообразную общественную работу, боролся за раскрепощение женщин, разоблачал действия националистов и реакционного духовенства.