Ташкент. Часть 3: Ташкентский метрополитен
Ташкентское метро - это почти как Львовское метро, с той лишь разницей, что оно во-первых
существует на самом деле, во-вторых там не убивают, а только задерживают, и в третьих - не за
русский язык, а за фотосъёмку. Один из крупнейших и красивейших метрополитенов бывшего СССР -
одновременно и самый загадочный, и более-менее системных его фотообзоров я сходу и не припомню.
Значит, думал я по дороге в Ташкент - надо сделать такой самому! Вот только качество получилось
ужасное - мой фотоаппарат в принципе слабоват для подземки, а на тёмных станциях я снимал быстро,
не всегда успев сфокусироваться, прицелиться или оценить конфигурацию людей в кадре. Но зато - 22
станции из 29, самый полный обзор в рунете.
В прошлых частях - общий
колорит Ташкента и прогулка
вдоль городских каналов к телебашне.
Метрополитен в Ташкенте начал строиться в 1968 году как часть программы обновлённого Ташкента
после землетрясения. Первая очередь из 9 станций открылась в 1977 году, и метрополитен стал в СССР
лишь 6-м (7-м - прим. metrotashkent.narod.ru) по счёту (после Москвы, Ленинграда,
Киева, Тбилиси, Баку и Харькова), но первым и до 2011 года (когда открылся
Алматинский
метрополитен (на русском языке - АлмаАтинский - прим. metrotashkent.narod.ru)) единственным в Средней Азии. Но поздний старт компенсировался быстрым ростом: по
протяжённости трёх линий своего метро (36км) Ташкент уступает Москве, Петербургу, Киеву и Харькову,
а по числу станций (29) с последним держит паритет. Ныне он включает "красную" Чиланзарскую
линию (1977, последние станции - 1980), "синюю" Узбекистанскую (1984-1991) и "зелёную
" Юнусабадскую (2001), но новых станций не открывалось уже 15-й год и видимо ни одна не была
построена в независимом Узбекистане полностью. Система, тем не менее, довольно "зрелая" и я
ей пользовался активно, вот только в Черняевку ни от одной из станций не уехать - что от "
Шахристана" (на этой схеме он ещё "Хабиб Абдуллаев") до Юнусабадского рынка
(Шахристон на русском языке - Шахристанская, как и Узбекистон - Узбекистанская - прим.
metrotashkent.narod.ru), что от "Олмазора" (здесь на русском языке
в Ташкенте говорят - Алмазар - прим. metrotashkent.narod.ru) до базара-Ипподрома идти ещё прилично.
Да, по переименованиям станций Ташкентское метро явно вне конкуренции - несколько названий успели смениться за те
полгода, что прошли с моей поездки!
|
1а. По клику откроется более широкая картинка, в том числе с русскоязычными правилами пользования.
|
2. А специфика Узбекистана начинается уже на входе (на врезке - советский и нынешний логотипы),
где обязательно и часто под специальным зонтиком стоит изумрудно-зелёный милиционер с палкой-обыскалкой, заглядывающий пассажирам в сумки.
Этот проверяет выборочно, меня где-то в 80% случаев, явно местных - ещё реже, но он на входе в метро не последний:
|
|
|
3. Общения с ним не избежать даже если вы хотите просто воспользоваться подземным переходом.
Наземный вестибюлей у ташкентского метро то ли почти нет, то ли вообще нет - лишь необычайно капитальные подземные переходы.
|
3а. С кассой у метродверей, где за 1000 сумов (10-15 рублей по нашему) продают пластиковые
жетончики, которые я забыл сфотографировать (фото из википедии):
|
|
|
4. А за стеклянными дверьми у старых советских турникетов - ещё один пост проверки,
где обычно стоят простоватый изумрудный полицейский и серьёзный чекист в коричневой форме, при которых
рамка металлоискателя и специальный столик. Эти уже более въедливые, смотрят не только вещи, но и
документы, задают вопросы (например, "Почему так часто ездите?") и за все дни пребывания в
Ташкенте меня не проверяли всего один раз (хотя встречал людей, которых не проверяли за время
пользования этим метро вообще ни разу!). На обоих постах сотрудники почти всегда очень вежливы и у
туристу доброжелательны, напоследок извиняются за беспокойство и желают счастливого пути, но извиняться
им, прямо скажем, есть за что - например, когда попадаешься им с большим рюкзаком, который разобрать и
собрать целое дело. А вот сфотографировать этот пост мне так и не удалось, а что фотосъёмка запрещена,
они обычно не забывают напомнить.
|
4а. Запрещена она тут вполне официально (см. правила по ссылке), и до поездки мне
описывали Ташкентское метро как полупустые залы, в которых ментов больше, чем пассажиров, а пассажиры
тоже все сплошь переодетые менты, и замеченный с фотоаппаратом человек влипает минимум на 3 часа
задержания с угрозами пришить ему шпионаж, терроризм или ещё что похуже. Ну, утрирую, конечно, и хотя
всё оказалось несколько проще, всё же я был тут предельно осторожен, постоянно следил за расположением
людей в форме и камер, прикидывал углы их обзора, фотоаппарат же с настроенными в переходе на полутёмное
помещение параметрами выхватывал из чехла буквально на секунду, от груди через поворотный экран... и все
эти шпионские игры - лишь для того, чтобы заснять какую-нибудь безобидную мозаику или майолику.
Разрешение на съёмку получить, как писали знающие люди на своих форумах, тоже нереально. В комментариях,
конечно, неизбежно найдётся кто-нибудь, кто "фоткал в Ташкентском метро сколько хотел на виду у
ментов, и впервые из вашего поста узнал, что запрещено" - ну что же, аномального везения никто не
отменял. На других фото вы ещё увидите, как тревожно на меня косились пассажиры, и я каждый раз опасался,
что они "доложат куда следует". Вот такие плакаты попадаются регулярно и на станциях, и в
вагонах:
|
|
|
5. Поезда в Ташкентском метро самые обычные - составы "Метровагонмаша" по 4
вагона, на всех трёх линиях работающие с момента их открытия. Точных данных о количестве поездов (в двух
электродепо) я не нашёл, но интервалы тут очень большие, в среднем 7-9 минут, в час пик бывает 4 минуты,
хотя это и недолго в сравнении с 12-минутными интервалами в метро Алма-Аты.
|
6. Википедия пишет, что пассажиропоток Ташкентского метро неуклонно сокращается, упав
с советских времён почти втрое (до 150 тыс. человек в день) - правда ли это, и если да - то от чего, не
ясно. В целом, каким-то особо пустым, равно как и особо загруженным, мне это метро не показалось:
свободнее, чем в Киеве и Минске, но многолюднее, чем в Нижнем Новгороде или Алма-Ате. Дальше несколько
фото из вагонов, ташкентская публика:
|
|
|
7. Объявления все без исключения на узбекском, но в общем из контекста понятны
(станция - "бекати"), да и в переводе мало отличаются от стандартных в московском метро. Надписи
в половине где-то случае дублируются, и значительная часть на советской узбекской кириллице.
|
8. Как видите, вагоны выглядят довольно дряхло. Реклама есть, но не очень много, равно как и на станциях:
|
|
|
8a. И ещё, думаю, вы заметили неприятную особенность ташкентского метро - темноту. На
большинстве станций горит дай бог треть светильников. Вероятно иногда загорается больше - по крайней мере
мэтр Чистопрудов незадолго до меня сумел сфоткать
несколько станций в ярком
свете, но я видел ташкентское метро неизменно таким (здесь же типичный указатель).
|
В целом, кроме системы безопасности да потёмков каких-то ярких "фишек"
Ташметро в целом я не припомню. Главная его достопримечательность - архитектура станций, о которой даже
есть легенда, будто строить метро запустили команду московских и команду ленинградских метростроевцев, и
те на волне вечного соперничества двух столиц напроектировали лучше, чем дома. Некоторые считают
Ташкентское метро красивейшим в мире, на мой взгляд до сталинской классики Московского метро оно не
дотягивает, но думаю, его можно смело считать самым красивым метрополитеном Азии. Архитектура ташкентских
станций в основном удивительно для своей эпохи бетонных коробок вычурна и ориентальна, местами напоминая
начало то ХХ, то XXI веков. Вообще, хорошо заметно сходство архитектуры метрополитенов Ташкента, Баку
по чужим фотографиям), Казани и Алма-Аты - всё больше убеждаюсь, что в (пост)советской школе
метростроения образовалась полноценная "тюркская ветвь".
9. Моё знакомство с Ташкентским метро началось на Юнусабадской линии
(6,4 км, 6 станций, 10 минут пути), её конечной "Хабиб Абдуллаев", которую с той поры успели
переименовать в "Шахристан" ("Шахристон" по-узбекски, на русском будет -
Шахристанская - прим. metrotashkent.narod.ru). За турникетами - самоцветная карта Узбекистана, сами
турникеты и зелёного мента можно различить на дисплее справа:
|
|
|
9a. Хабиб Абдуллаев был крупным советским геологом, президентом Академии Наук УзССР, но вот же ж незадача - родился в
кишлаке Араван в нынешней Южной Киргизии (а тогда - Ферганской области). Кто он был сам по
национальности, я не знаю, Араван вроде бы в основном узбекский кишлак, но и киргизы Хабиба
Мухаммедовича очень уважают. Что, видимо, и стало поводом переименовать станцию. В паре километров от
неё находится Юнусабадский рынок, куда прибывают маршрутки с пограничной
Черняевки, так что был я здесь
трижды. Сама по себе "Шахристан" для Ташкента нетипична своим двухплатформенным устройством.
Фотография особенно неудачна, так как снял я её почти что на ходу, торопясь на поезд.
|
10. На короткой Юнусабадской линии я заснял все станции. За крошечным открытым
метромостом через Бозсу под нависающей телебашней - следующая станция "Бадамзар".
Название - по району, в переводе значит "фисташковая роща". В оформлении впечатляет
бионический дизайн. Кстати, к следующим фотографиям - обратите внимание, сколько раз нам ещё встретится
восьмиконечная "зороастрийская" звезда:
|
|
|
11. Рядом с "Бадамзаром" - показанные в прошлой части телебашня, парк "Ташкентленд",
деловой центр, ВДНХ, словом - один из самых пафосных уголков узбекской столицы.
Подавляющее большинство станций тут мелкого заложения (чтобы легче откапывать было после землетрясений),
а спуски от турникетов на платформу почти всегда интересно оформлены. Скажем, на "Бадамзаре"
- фисташками.
|
12. Станция "Минор", в переводе "Башня", оправдывает своё
название общей "вертикальностью" облика. Название - не по Телебашне, а по близлежащему району
Минор, примечательному одноимёнными показанными в прошлой части огромным кладбищем и новой Центральной
мечетью:
|
|
|
13. Станция "Абдулла Кадыри" близ Алайского базара названа в честь
узбекского писателя начала ХХ века, говорят, культового среди узбеков, но почти неизвестного на других языках (и вдобавок - жертва
репрессий: за романы "Минувшие дни" и "Скорпион из алтаря" он был расстрелян). Связан ли дизайн станции с его
творчеством - увы, не знаю.
|
14. Станция "Юнус Раджаби" названа в честь
советско-узбекского композитора, и в Ташкентском метро она самая глубокая - 24 метра (для сравнения, в Москве максимум - 63 метра,
а в Алма-Ате - 57 метров), едва ли не единственная глубкого заложения. Оформление простое, но очень впечатляющее:
|
|
|
15. А лестница в центре зала ведёт в переход с очень эффектным сечением - на том конце станция "Сквер Амира Тимура" красной линии.
|
16. Конечная "Мингурюк" (в переводе - "Тысяча урючин", но на самом деле это название древнего городища) -
одна из самых невзрачных:
|
|
|
17. Зато из неё ведёт неприятно длинный (140 м) и извилистый, но довольно красивый переход на станцию "Ойбек" (на русском говорят
"Айбек" - прим. metrotashkent.narod.ru) синей линии.
|
18. Но, возможно, вы прибыли в Ташкент с запада, оставив позади Хиву, Бухару и Самарканд? Тогда весьма вероятно, что встретит вас
красная Чиланзарская линия (15,5 км, 12 станций, 27 минут в пути), её юго-западная конечная
станция "Олмазор" (или "Алмазар") у автовокзала и рынка "Ипподром" (куда опять же с Черняевки приходят маршрутки)
на юго-западной окраине города. Планируется, что здесь будет переход на Сергелийскую линию, обходящую Ташкент по южной окраине, но вряд ли эти планы
сбудутся хоть когда-нибудь. По моим впечатлениям, кстати, тут самые вредные менты - со мной они просто разговаривали немного хамовато, но основная
их "жертва", как в Москве 1990-2000-х - гости из провинции:
|
|
|
19. Эта станция, как и все, что я покажу на "красной" линии - часть первой очереди (1977). "Победный" дизайн напоминает о том,
что до 2010 года станция называлась "
Сабир Рахимов" - это герой войны, "Железный генерал", освобождавший от фашистов Данциг и погибший за неделю до Победы...
но вот незадача - казах, хотя и родился в окрестностях Ташкента. Для казахов, русских да и значительной части самих узбеков это переименование
было как пощёчина, в обиходе станцию по сей день называют по-старому.
|
20. Надо заметить, "соцреалистических" станций мало даже в первой очереди. Например, следующая "Чиланзар" уже вполне ориентальна:
|
|
|
21. "Чиланзар" я заснял из
двери вагона, следующие "Мирзо Улугбек" (до 1992 года - "50 лет СССР") и "Хамза" (с тех пор переименованая
в "Новза") я заснять уже не успел. Фото их (ещё хуже, чем у меня) есть
здесь и
здесь соответственно. Так что следующая в моём обзоре станция уже совсем
недалеко от центра и называется, извиняюсь, "Милый Бог"... то есть "Миллий бог", что в переводе значит "Национальный сад".
Изначально она была "Комсомольская", а в 1992-2005 годах "Ёшлик" ("Молодёжная"), но при всей важности своего расположения -
одна из самых невзрачных, даром что с резьбой по ганчу вдоль колонн.
|
22. Следующую станцию "Бунёдкор" я заснял лишь из окна вагона, но она гораздо интереснее внешне.
Название в переводе "Творец" или "Созидатель", а до 2008 (до 06.08.08 - прим.
metrotashkent.narod.ru) она называлась "Халклар Дустлиги", то есть "Дружбы
Народов". Те же метаморфозы пережил и проспект над ней. "Дружбу народов" изгнали не только из
названия, но и из дизайна - на стенах раньше были гербы всех 15 ССР, ныне заменённые чем-то более
национальным (точно не понял, чем):
|
|
|
23. А дальше самая, на мой взгляд,
красивая пара станций "красной" и "синей" линии, благодаря оформлению перехода образующие по сути единый ансамбль.
На красной - "Пахтакор" ("Хлопкороб").
|
24. При общей примитивности планировки,
тут реализована простая и гениальная идея - покрыть стены "самаркандскими" мозаиками. Очень люблю такое приём - привнесение в метроархитектуру
средневекового искусства. Здесь же обратите внимание на указатель линии над путями, причём его цвет с цветом линии не всегда совпадает:
|
|
|
25. А спортивная мозаика у выхода в
город напоминает, что "Пахтакор" здесь - это как "Динамо" или "Спартак" в Москве, название станция получила по близлежащему
стадиону. Своей стилистикой мозаика почему-то вызывает у меня ассоциации с хорошей советской фантастикой.
|
26. Переход на станцию "Навои"
тут не "труба", как на на обеих пересадках "зелёной" линии, а подъём-спуск через вестибюль. В вестибюле - свои майоликовые панно:
|
|
|
27. Спуск к "Алишер Навои" - по короткому эскалатору с потрясающей мозаикой над ним, напоминающей потолки древних айванов (здесь
же обратите внимание на явную кореянку на переднем плане - я уже писал, что этот народ в Ташкенте очень заметен).
|
28. Ну а сама "Алишер Навои" - наверное, красивейшая станция бывшего СССР за пределами Москвы, местная "Маяковская":
|
|
|
29. На стенах - всё те же майолики по мотивам произведений
Алишера Навои,
этого великого поэта 15 века.
|
|
30, 31. Честно говоря, не знаю, сколько здесь куполов, но явно очень много (вручную по фото насчитал 30), и кажется, ни один из них действительно
не повторяет другие:
|
|
32. Но вернёмся на "красную" линию. За "Пахтакором" следует "Мустакиллик майдони" ("Площадь Независимости"),
до 1991 года (до ноября 1991 года - прим. metrotashkent.narod.ru) соответственно "Площадь Ленина", высокая и очень тёмная:
|
|
|
33. А вот "Амир Тимур хиёбони" ("Сквер Амира Тимура") оказалась удивительно невзрачной.
Такое ощущение, что проектировали метро какие-то фанаты резьбы по ганчу, считавшие, что если она есть - всё остальное
уже не важно. Впрочем, как пояснил в комментариях
carpodacus,
раньше убранство и "Сквера", и "Миллий бог" было гораздо интереснее, но было уничтожено в 1990-е
по идеологическим причинам - тут, например, это был революционный люд, встающий на фоне знамён. До 1992 года
(до мая 1992 года - прим. metrotashkent.narod.ru) станция называлась "Октябрьской
революции" ("Октябрь инкилоби"), а до 1995 (до августа 1993 года - прим.
metrotashkent.narod.ru) - "Марказий хиёбони" ("Центральный сквер"). В центре зала
виден переход на "Юнуса Раджаби" с кадра №15.
|
Дальше начинается вторая
очередь "красной" линии (1980), но ни одну из трёх её станций ("Хамид
Алимджан", пока не переименованная "Пушкинская" и
"Биюк Ипак Йули"/"Великий Шёлковый путь", до 1997
года (до мая 1997 года - прим. metrotashkent.narod.ru) "Максима Горького") я не посетил.
34. Так что покатаемся напоследок по "синей" Узбекистанской линии
(14 км, 11 станций, 25 минут пути), которая показалась мне самой красивой. Она открывалась аж в 4 захода в 1984-1991 годах, а пойдём по ней с востока на запад.
Две крайние станции открылись второй очередью в 1987 году. Тёмная и строгая конечная "Дустлик" ("Дружба"), до 2012
года (до 05.10.12 - прим. metrotashkent.narod.ru) "Чкаловская":
|
|
|
34а. Она обслуживала Ташкентское авиацианное производственное объединение имени Чкалова
(ТАПОиЧ)
и его соцгород, живший в советское время своей обособленной жизнью как бы вне полувосточного Ташкента. Сам авиазавод сюда эвакуировали в войну из подмосковных
Химок, и он стал одним из крупнейших в Советском Союзе, выпуская, например, знаменитые Ил-76. Но финал у такого предприятия на окраине бывшей империи конечно
же был предсказуем: по факту последний самолёт тут построили в 2002 году, официально авиастроение закрыто в 2012, и ныне на огромной площадке делаются всяческие
бытовые товары для населения типа дверных замков; название "ТАПОиЧ" также упразднено, и даже самолёты-памятники и стелу с макетом Ил-76 у проходной по
узбекской традиции демонтировали. У станции метро исключительно разветвлённая система выходов, один из которых, напоминая о былом значении завода, ведёт
прямо в его проходную, по-прежнему весьма оживлённую.
|
35. Соседняя станция "Машинасозлар" ("Машиностроителей") обслуживала другой завод и до
1992 года (до мая 1992 года - прим. metrotashkent.narod.ru) имела звучно-бездушное
название "Ташсельмаш", вполне кстати похожее на какое-нибудь слово из древней истории этих мест:
|
|
|
36. Дальше станцией "Ташкент" начинается первая очередь Узбекистанской линии.
|
37. Странное название (если это "Ташкентская", то остальные тогда какие?!) как бы намекает, что над станцией находится Северный вокзал, или
Ташкент-Пассажирский, то есть это символическое прибытие в город для гостей столицы. Тут - самые красивые майолики:
|
|
|
38. "Ойбек" (или "Айбек") названа в честь поэта
Мусы
Ташмухамедова, более известного под таким псевдонимом. Длиннейший переход на неё с "зелёной" станции Мингурюк - на фото №17.
Вид самой станции у меня как-то уж совсем плохо получился, поэтому вот её роскошные барельефы, за которыми виден характерный орнамент колонн.
|
39. Здесь же обратите внимание на
одинаковую "бахрому" трёх плакатов со всех станций - требование быть бдительными, указатель станций и коммерческая реклама:
|
|
|
40. Следующая "Космонавтлар" ("Космонавтов", а до 1992 года
(до мая 1992 года - прим. metrotashkent.narod.ru) "Проспект..." оных,
пока таковой не переименовали) стала в Ташкенте "моей" станцией - все 4 приезда я ночевал в хостеле
близ неё, о котором рассказывал в прошлой части. Один из образцов "космических станций"
("Проспект Космонавтов" в
Екатеринбурге, "Гагаринская" в Новосибирске и унылейшего вида "Байконур" в Алма-Ате), возможно самый
удачный.
|
41. На стенах панно-портреты людей, связанных с космосом, от Терешковой до хана-астронома Улугбека, которого я называл про себя Космодед. Блюдо со звёздами
же я использовал как ориентир - выходить мне надо было с той стороны, где его нет:
|
|
|
41а. На следующей "Узбекистанской" мне как-то стабильно не везло - то поезд встанет на противоположном пути, то кадр нерезкий выйдет, а сойти да
осмотреть её отдельно как-то не задалось.
|
42. За ней следует великолепная "Алишер Навои", которую я уже показал на кадрах №27-31, а дальше ещё две станции третьей (1989) очереди -
"Гафура Гуляма"
(опять же в честь писателя)
с очередной порцией отличных майолик:
|
|
|
43. Причём не только на станции, но и в её наземном вестибюле (в подземном - прим. metrotashkent.narod.ru).
|
44. И эффектная "Чорсу" у одноимённого великого базара. Дальше, на последние станции (1992)
(30 апреля 1991 года - прим. metrotashkent.narod.ru)
"Тинчлик"
("Мир") и "Беруни"
я уже не добирался, но надеюсь, что в следующий приезд доберусь и расширю ими этот же пост:
|
|
VARANDEJ
* * *
Опубликовано на странице - varandej.livejournal.com
30 октября 2015 года, 13:54
|