Ташкентское Метро - Статьи - Ташкент. Часть 3: Ташкентский метрополитен
Главная Фотоальбом Гостевая Ссылки

 

Ташкент. Часть 3: Ташкентский метрополитен

 

Ташкентское метро - это почти как Львовское метро, с той лишь разницей, что оно во-первых существует на самом деле, во-вторых там не убивают, а только задерживают, и в третьих - не за русский язык, а за фотосъёмку. Один из крупнейших и красивейших метрополитенов бывшего СССР - одновременно и самый загадочный, и более-менее системных его фотообзоров я сходу и не припомню. Значит, думал я по дороге в Ташкент - надо сделать такой самому! Вот только качество получилось ужасное - мой фотоаппарат в принципе слабоват для подземки, а на тёмных станциях я снимал быстро, не всегда успев сфокусироваться, прицелиться или оценить конфигурацию людей в кадре. Но зато - 22 станции из 29, самый полный обзор в рунете.

В прошлых частях - общий колорит Ташкента и прогулка вдоль городских каналов к телебашне.

Метрополитен в Ташкенте начал строиться в 1968 году как часть программы обновлённого Ташкента после землетрясения. Первая очередь из 9 станций открылась в 1977 году, и метрополитен стал в СССР лишь 6-м (7-м - прим. metrotashkent.narod.ru) по счёту (после Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Баку и Харькова), но первым и до 2011 года (когда открылся Алматинский метрополитен (на русском языке - АлмаАтинский - прим. metrotashkent.narod.ru)) единственным в Средней Азии. Но поздний старт компенсировался быстрым ростом: по протяжённости трёх линий своего метро (36км) Ташкент уступает Москве, Петербургу, Киеву и Харькову, а по числу станций (29) с последним держит паритет. Ныне он включает "красную" Чиланзарскую линию (1977, последние станции - 1980), "синюю" Узбекистанскую (1984-1991) и "зелёную " Юнусабадскую (2001), но новых станций не открывалось уже 15-й год и видимо ни одна не была построена в независимом Узбекистане полностью. Система, тем не менее, довольно "зрелая" и я ей пользовался активно, вот только в Черняевку ни от одной из станций не уехать - что от " Шахристана" (на этой схеме он ещё "Хабиб Абдуллаев") до Юнусабадского рынка (Шахристон на русском языке - Шахристанская, как и Узбекистон - Узбекистанская - прим. metrotashkent.narod.ru), что от "Олмазора" (здесь на русском языке в Ташкенте говорят - Алмазар - прим. metrotashkent.narod.ru) до базара-Ипподрома идти ещё прилично. Да, по переименованиям станций Ташкентское метро явно вне конкуренции - несколько названий успели смениться за те полгода, что прошли с моей поездки!

1а. По клику откроется более широкая картинка, в том числе с русскоязычными правилами пользования.

2. А специфика Узбекистана начинается уже на входе (на врезке - советский и нынешний логотипы), где обязательно и часто под специальным зонтиком стоит изумрудно-зелёный милиционер с палкой-обыскалкой, заглядывающий пассажирам в сумки. Этот проверяет выборочно, меня где-то в 80% случаев, явно местных - ещё реже, но он на входе в метро не последний:

3. Общения с ним не избежать даже если вы хотите просто воспользоваться подземным переходом. Наземный вестибюлей у ташкентского метро то ли почти нет, то ли вообще нет - лишь необычайно капитальные подземные переходы.

3а. С кассой у метродверей, где за 1000 сумов (10-15 рублей по нашему) продают пластиковые жетончики, которые я забыл сфотографировать (фото из википедии):

4. А за стеклянными дверьми у старых советских турникетов - ещё один пост проверки, где обычно стоят простоватый изумрудный полицейский и серьёзный чекист в коричневой форме, при которых рамка металлоискателя и специальный столик. Эти уже более въедливые, смотрят не только вещи, но и документы, задают вопросы (например, "Почему так часто ездите?") и за все дни пребывания в Ташкенте меня не проверяли всего один раз (хотя встречал людей, которых не проверяли за время пользования этим метро вообще ни разу!). На обоих постах сотрудники почти всегда очень вежливы и у туристу доброжелательны, напоследок извиняются за беспокойство и желают счастливого пути, но извиняться им, прямо скажем, есть за что - например, когда попадаешься им с большим рюкзаком, который разобрать и собрать целое дело. А вот сфотографировать этот пост мне так и не удалось, а что фотосъёмка запрещена, они обычно не забывают напомнить.

4а. Запрещена она тут вполне официально (см. правила по ссылке), и до поездки мне описывали Ташкентское метро как полупустые залы, в которых ментов больше, чем пассажиров, а пассажиры тоже все сплошь переодетые менты, и замеченный с фотоаппаратом человек влипает минимум на 3 часа задержания с угрозами пришить ему шпионаж, терроризм или ещё что похуже. Ну, утрирую, конечно, и хотя всё оказалось несколько проще, всё же я был тут предельно осторожен, постоянно следил за расположением людей в форме и камер, прикидывал углы их обзора, фотоаппарат же с настроенными в переходе на полутёмное помещение параметрами выхватывал из чехла буквально на секунду, от груди через поворотный экран... и все эти шпионские игры - лишь для того, чтобы заснять какую-нибудь безобидную мозаику или майолику. Разрешение на съёмку получить, как писали знающие люди на своих форумах, тоже нереально. В комментариях, конечно, неизбежно найдётся кто-нибудь, кто "фоткал в Ташкентском метро сколько хотел на виду у ментов, и впервые из вашего поста узнал, что запрещено" - ну что же, аномального везения никто не отменял. На других фото вы ещё увидите, как тревожно на меня косились пассажиры, и я каждый раз опасался, что они "доложат куда следует". Вот такие плакаты попадаются регулярно и на станциях, и в вагонах:

5. Поезда в Ташкентском метро самые обычные - составы "Метровагонмаша" по 4 вагона, на всех трёх линиях работающие с момента их открытия. Точных данных о количестве поездов (в двух электродепо) я не нашёл, но интервалы тут очень большие, в среднем 7-9 минут, в час пик бывает 4 минуты, хотя это и недолго в сравнении с 12-минутными интервалами в метро Алма-Аты.

6. Википедия пишет, что пассажиропоток Ташкентского метро неуклонно сокращается, упав с советских времён почти втрое (до 150 тыс. человек в день) - правда ли это, и если да - то от чего, не ясно. В целом, каким-то особо пустым, равно как и особо загруженным, мне это метро не показалось: свободнее, чем в Киеве и Минске, но многолюднее, чем в Нижнем Новгороде или Алма-Ате. Дальше несколько фото из вагонов, ташкентская публика:

7. Объявления все без исключения на узбекском, но в общем из контекста понятны (станция - "бекати"), да и в переводе мало отличаются от стандартных в московском метро. Надписи в половине где-то случае дублируются, и значительная часть на советской узбекской кириллице.

8. Как видите, вагоны выглядят довольно дряхло. Реклама есть, но не очень много, равно как и на станциях:

8a. И ещё, думаю, вы заметили неприятную особенность ташкентского метро - темноту. На большинстве станций горит дай бог треть светильников. Вероятно иногда загорается больше - по крайней мере мэтр Чистопрудов незадолго до меня сумел сфоткать несколько станций в ярком свете, но я видел ташкентское метро неизменно таким (здесь же типичный указатель).

В целом, кроме системы безопасности да потёмков каких-то ярких "фишек" Ташметро в целом я не припомню. Главная его достопримечательность - архитектура станций, о которой даже есть легенда, будто строить метро запустили команду московских и команду ленинградских метростроевцев, и те на волне вечного соперничества двух столиц напроектировали лучше, чем дома. Некоторые считают Ташкентское метро красивейшим в мире, на мой взгляд до сталинской классики Московского метро оно не дотягивает, но думаю, его можно смело считать самым красивым метрополитеном Азии. Архитектура ташкентских станций в основном удивительно для своей эпохи бетонных коробок вычурна и ориентальна, местами напоминая начало то ХХ, то XXI веков. Вообще, хорошо заметно сходство архитектуры метрополитенов Ташкента, Баку по чужим фотографиям), Казани и Алма-Аты - всё больше убеждаюсь, что в (пост)советской школе метростроения образовалась полноценная "тюркская ветвь".

9. Моё знакомство с Ташкентским метро началось на Юнусабадской линии (6,4 км, 6 станций, 10 минут пути), её конечной "Хабиб Абдуллаев", которую с той поры успели переименовать в "Шахристан" ("Шахристон" по-узбекски, на русском будет - Шахристанская - прим. metrotashkent.narod.ru). За турникетами - самоцветная карта Узбекистана, сами турникеты и зелёного мента можно различить на дисплее справа:

9a. Хабиб Абдуллаев был крупным советским геологом, президентом Академии Наук УзССР, но вот же ж незадача - родился в кишлаке Араван в нынешней Южной Киргизии (а тогда - Ферганской области). Кто он был сам по национальности, я не знаю, Араван вроде бы в основном узбекский кишлак, но и киргизы Хабиба Мухаммедовича очень уважают. Что, видимо, и стало поводом переименовать станцию. В паре километров от неё находится Юнусабадский рынок, куда прибывают маршрутки с пограничной Черняевки, так что был я здесь трижды. Сама по себе "Шахристан" для Ташкента нетипична своим двухплатформенным устройством. Фотография особенно неудачна, так как снял я её почти что на ходу, торопясь на поезд.

10. На короткой Юнусабадской линии я заснял все станции. За крошечным открытым метромостом через Бозсу под нависающей телебашней - следующая станция "Бадамзар". Название - по району, в переводе значит "фисташковая роща". В оформлении впечатляет бионический дизайн. Кстати, к следующим фотографиям - обратите внимание, сколько раз нам ещё встретится восьмиконечная "зороастрийская" звезда:

11. Рядом с "Бадамзаром" - показанные в прошлой части телебашня, парк "Ташкентленд", деловой центр, ВДНХ, словом - один из самых пафосных уголков узбекской столицы. Подавляющее большинство станций тут мелкого заложения (чтобы легче откапывать было после землетрясений), а спуски от турникетов на платформу почти всегда интересно оформлены. Скажем, на "Бадамзаре" - фисташками.

12. Станция "Минор", в переводе "Башня", оправдывает своё название общей "вертикальностью" облика. Название - не по Телебашне, а по близлежащему району Минор, примечательному одноимёнными показанными в прошлой части огромным кладбищем и новой Центральной мечетью:

13. Станция "Абдулла Кадыри" близ Алайского базара названа в честь узбекского писателя начала ХХ века, говорят, культового среди узбеков, но почти неизвестного на других языках (и вдобавок - жертва репрессий: за романы "Минувшие дни" и "Скорпион из алтаря" он был расстрелян). Связан ли дизайн станции с его творчеством - увы, не знаю.

14. Станция "Юнус Раджаби" названа в честь советско-узбекского композитора, и в Ташкентском метро она самая глубокая - 24 метра (для сравнения, в Москве максимум - 63 метра, а в Алма-Ате - 57 метров), едва ли не единственная глубкого заложения. Оформление простое, но очень впечатляющее:

15. А лестница в центре зала ведёт в переход с очень эффектным сечением - на том конце станция "Сквер Амира Тимура" красной линии.

16. Конечная "Мингурюк" (в переводе - "Тысяча урючин", но на самом деле это название древнего городища) - одна из самых невзрачных:

17. Зато из неё ведёт неприятно длинный (140 м) и извилистый, но довольно красивый переход на станцию "Ойбек" (на русском говорят "Айбек" - прим. metrotashkent.narod.ru) синей линии.

18. Но, возможно, вы прибыли в Ташкент с запада, оставив позади Хиву, Бухару и Самарканд? Тогда весьма вероятно, что встретит вас красная Чиланзарская линия (15,5 км, 12 станций, 27 минут в пути), её юго-западная конечная станция "Олмазор" (или "Алмазар") у автовокзала и рынка "Ипподром" (куда опять же с Черняевки приходят маршрутки) на юго-западной окраине города. Планируется, что здесь будет переход на Сергелийскую линию, обходящую Ташкент по южной окраине, но вряд ли эти планы сбудутся хоть когда-нибудь. По моим впечатлениям, кстати, тут самые вредные менты - со мной они просто разговаривали немного хамовато, но основная их "жертва", как в Москве 1990-2000-х - гости из провинции:

19. Эта станция, как и все, что я покажу на "красной" линии - часть первой очереди (1977). "Победный" дизайн напоминает о том, что до 2010 года станция называлась "
Сабир Рахимов" - это герой войны, "Железный генерал", освобождавший от фашистов Данциг и погибший за неделю до Победы... но вот незадача - казах, хотя и родился в окрестностях Ташкента. Для казахов, русских да и значительной части самих узбеков это переименование было как пощёчина, в обиходе станцию по сей день называют по-старому.

20. Надо заметить, "соцреалистических" станций мало даже в первой очереди. Например, следующая "Чиланзар" уже вполне ориентальна:

21. "Чиланзар" я заснял из двери вагона, следующие "Мирзо Улугбек" (до 1992 года - "50 лет СССР") и "Хамза" (с тех пор переименованая в "Новза") я заснять уже не успел. Фото их (ещё хуже, чем у меня) есть здесь и здесь соответственно. Так что следующая в моём обзоре станция уже совсем недалеко от центра и называется, извиняюсь, "Милый Бог"... то есть "Миллий бог", что в переводе значит "Национальный сад". Изначально она была "Комсомольская", а в 1992-2005 годах "Ёшлик" ("Молодёжная"), но при всей важности своего расположения - одна из самых невзрачных, даром что с резьбой по ганчу вдоль колонн.

22. Следующую станцию "Бунёдкор" я заснял лишь из окна вагона, но она гораздо интереснее внешне. Название в переводе "Творец" или "Созидатель", а до 2008 (до 06.08.08 - прим. metrotashkent.narod.ru) она называлась "Халклар Дустлиги", то есть "Дружбы Народов". Те же метаморфозы пережил и проспект над ней. "Дружбу народов" изгнали не только из названия, но и из дизайна - на стенах раньше были гербы всех 15 ССР, ныне заменённые чем-то более национальным (точно не понял, чем):

23. А дальше самая, на мой взгляд, красивая пара станций "красной" и "синей" линии, благодаря оформлению перехода образующие по сути единый ансамбль. На красной - "Пахтакор" ("Хлопкороб").

24. При общей примитивности планировки, тут реализована простая и гениальная идея - покрыть стены "самаркандскими" мозаиками. Очень люблю такое приём - привнесение в метроархитектуру средневекового искусства. Здесь же обратите внимание на указатель линии над путями, причём его цвет с цветом линии не всегда совпадает:

25. А спортивная мозаика у выхода в город напоминает, что "Пахтакор" здесь - это как "Динамо" или "Спартак" в Москве, название станция получила по близлежащему стадиону. Своей стилистикой мозаика почему-то вызывает у меня ассоциации с хорошей советской фантастикой.

26. Переход на станцию "Навои" тут не "труба", как на на обеих пересадках "зелёной" линии, а подъём-спуск через вестибюль. В вестибюле - свои майоликовые панно:

27. Спуск к "Алишер Навои" - по короткому эскалатору с потрясающей мозаикой над ним, напоминающей потолки древних айванов (здесь же обратите внимание на явную кореянку на переднем плане - я уже писал, что этот народ в Ташкенте очень заметен).

28. Ну а сама "Алишер Навои" - наверное, красивейшая станция бывшего СССР за пределами Москвы, местная "Маяковская":

29. На стенах - всё те же майолики по мотивам произведений Алишера Навои, этого великого поэта 15 века.

30, 31. Честно говоря, не знаю, сколько здесь куполов, но явно очень много (вручную по фото насчитал 30), и кажется, ни один из них действительно не повторяет другие:

32. Но вернёмся на "красную" линию. За "Пахтакором" следует "Мустакиллик майдони" ("Площадь Независимости"), до 1991 года (до ноября 1991 года - прим. metrotashkent.narod.ru) соответственно "Площадь Ленина", высокая и очень тёмная:

33. А вот "Амир Тимур хиёбони" ("Сквер Амира Тимура") оказалась удивительно невзрачной. Такое ощущение, что проектировали метро какие-то фанаты резьбы по ганчу, считавшие, что если она есть - всё остальное уже не важно. Впрочем, как пояснил в комментариях carpodacus, раньше убранство и "Сквера", и "Миллий бог" было гораздо интереснее, но было уничтожено в 1990-е по идеологическим причинам - тут, например, это был революционный люд, встающий на фоне знамён. До 1992 года (до мая 1992 года - прим. metrotashkent.narod.ru) станция называлась "Октябрьской революции" ("Октябрь инкилоби"), а до 1995 (до августа 1993 года - прим. metrotashkent.narod.ru) - "Марказий хиёбони" ("Центральный сквер"). В центре зала виден переход на "Юнуса Раджаби" с кадра №15.

Дальше начинается вторая очередь "красной" линии (1980), но ни одну из трёх её станций ("Хамид Алимджан", пока не переименованная "Пушкинская" и "Биюк Ипак Йули"/"Великий Шёлковый путь", до 1997 года (до мая 1997 года - прим. metrotashkent.narod.ru) "Максима Горького") я не посетил.

34. Так что покатаемся напоследок по "синей" Узбекистанской линии (14 км, 11 станций, 25 минут пути), которая показалась мне самой красивой. Она открывалась аж в 4 захода в 1984-1991 годах, а пойдём по ней с востока на запад. Две крайние станции открылись второй очередью в 1987 году. Тёмная и строгая конечная "Дустлик" ("Дружба"), до 2012 года (до 05.10.12 - прим. metrotashkent.narod.ru) "Чкаловская":

34а. Она обслуживала Ташкентское авиацианное производственное объединение имени Чкалова (ТАПОиЧ) и его соцгород, живший в советское время своей обособленной жизнью как бы вне полувосточного Ташкента. Сам авиазавод сюда эвакуировали в войну из подмосковных Химок, и он стал одним из крупнейших в Советском Союзе, выпуская, например, знаменитые Ил-76. Но финал у такого предприятия на окраине бывшей империи конечно же был предсказуем: по факту последний самолёт тут построили в 2002 году, официально авиастроение закрыто в 2012, и ныне на огромной площадке делаются всяческие бытовые товары для населения типа дверных замков; название "ТАПОиЧ" также упразднено, и даже самолёты-памятники и стелу с макетом Ил-76 у проходной по узбекской традиции демонтировали.
У станции метро исключительно разветвлённая система выходов, один из которых, напоминая о былом значении завода, ведёт прямо в его проходную, по-прежнему весьма оживлённую.

35. Соседняя станция "Машинасозлар" ("Машиностроителей") обслуживала другой завод и до 1992 года (до мая 1992 года - прим. metrotashkent.narod.ru) имела звучно-бездушное название "Ташсельмаш", вполне кстати похожее на какое-нибудь слово из древней истории этих мест:

36. Дальше станцией "Ташкент" начинается первая очередь Узбекистанской линии.

37. Странное название (если это "Ташкентская", то остальные тогда какие?!) как бы намекает, что над станцией находится Северный вокзал, или Ташкент-Пассажирский, то есть это символическое прибытие в город для гостей столицы. Тут - самые красивые майолики:

38. "Ойбек" (или "Айбек") названа в честь поэта Мусы Ташмухамедова, более известного под таким псевдонимом. Длиннейший переход на неё с "зелёной" станции Мингурюк - на фото №17. Вид самой станции у меня как-то уж совсем плохо получился, поэтому вот её роскошные барельефы, за которыми виден характерный орнамент колонн.

39. Здесь же обратите внимание на одинаковую "бахрому" трёх плакатов со всех станций - требование быть бдительными, указатель станций и коммерческая реклама:

40. Следующая "Космонавтлар" ("Космонавтов", а до 1992 года (до мая 1992 года - прим. metrotashkent.narod.ru) "Проспект..." оных, пока таковой не переименовали) стала в Ташкенте "моей" станцией - все 4 приезда я ночевал в хостеле близ неё, о котором рассказывал в прошлой части. Один из образцов "космических станций" ("Проспект Космонавтов" в Екатеринбурге, "Гагаринская" в Новосибирске и унылейшего вида "Байконур" в Алма-Ате), возможно самый удачный.

41. На стенах панно-портреты людей, связанных с космосом, от Терешковой до хана-астронома Улугбека, которого я называл про себя Космодед. Блюдо со звёздами же я использовал как ориентир - выходить мне надо было с той стороны, где его нет:

41а. На следующей "Узбекистанской" мне как-то стабильно не везло - то поезд встанет на противоположном пути, то кадр нерезкий выйдет, а сойти да осмотреть её отдельно как-то не задалось.

42. За ней следует великолепная "Алишер Навои", которую я уже показал на кадрах №27-31, а дальше ещё две станции третьей (1989) очереди - "Гафура Гуляма" (опять же в честь писателя) с очередной порцией отличных майолик:

43. Причём не только на станции, но и в её наземном вестибюле (в подземном - прим. metrotashkent.narod.ru).

44. И эффектная "Чорсу" у одноимённого великого базара. Дальше, на последние станции (1992) (30 апреля 1991 года - прим. metrotashkent.narod.ru) "Тинчлик" ("Мир") и "Беруни" я уже не добирался, но надеюсь, что в следующий приезд доберусь и расширю ими этот же пост:

VARANDEJ

* * *

Опубликовано на странице - varandej.livejournal.com

30 октября 2015 года, 13:54